Cпециальные пожарные автомобили
Пожарная автолестница (АЛ) предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, эвакуации людей и ценностей из верхних этажей горящих зданий и^сооруже-ний и служит для тушения пожаров водой или воздушно-механической пеной с помощью лафетного ствола и пеногенераторов, установленных на вершине комплекта коленьев, для перемещения тяжестей краном при сложенных коленьях. Автолестница предназначена для эксплуатации‘в различных климатических зонах с температурой от —35 до +35 °С. При соблюдении специальных правил автолестница может эксплуатироваться в районах с более низкими температурами.
Пожарные автолестницы классифицируются главным образом по длине и типу привода. По длине они бывают: малой — до 20 м — АЛ-18(52А)-Л2, средней — до 30 м — АЛ-30(131)-Л21; АЛ-30(131)-Л22, большой длины — АЛ-45(257)-ПМ-109. По типу привода механизмов пожарные автолестницы бывают с механической, гидравлической, электрической и комбинированной трансмиссиями. В настоящее время выпускаются АЛ в основном с гидравлической трансмиссией как наиболее простой, надежной и удобной в эксплуатации.
Пожарная автолестница АЛ-30 (131)-Л21 (рис. 10.1). Основные ее узлы: базовое шасси с платформой и передней опорной рамой, комплект коленьев, опорное устройство, подъемно-поворотное устройство, трансмиссия на гидронасос, башня гидромеханизмов, пульт управления, автоматические предохранительные и блокирующие устройства, дополнительное электрооборудование и переговорное устройство.
Шасси автомобиля с кабиной, платформой и передней опорной рамой служит основой для монтажа всех других узлов автолестницы. Двигатель шасси является силовым агрегатом для привода гидронасоса.
Платформа автолестницы — металлическая, коробчатой конструкции, сварена из угловой стали со сплошной обшивксй. Металлический каркас крепится болтами к лонжеронам рамы. Платформа делится на четыре части: переднюю, заднюю и две боковые платформы с крыльями. Под платформой сзади располагается закрытый ящик для размещения съемного оборудования и принадлежностей. Для доступа к аккумуляторам и бензобаку устроены дверки, по бокам платформы имеются ступени.
В передней части платформы за кабиной водителя размещена передняя опорная рама, которая в нижней части прикреплена к лонжеронам рамы автомобиля, а в верхней — к каркасу платформы. Передняя рама служит для опирания передней части комплекта коленьев в походном положении. Рама в верхней части имеет направляющие, фиксирующие положение комплекта коленьев в поперечном направлении. Для удержания комплекта коленьев от вертикального перемещения при толчках на боковых направляющих установлены пружинные защелки. Произвольное выдвигание коленьев при движении пожарной автолестницы предотвращается запорным крюком, который опирается на переднюю опорную раму. При подъеме коленьев с рамы под действием собственного веса крюк опускается и освобождает колено.
Рис. 10.1. Пожарная автолестница
Комплект коленьев (рис. 10.2) состоит из четырех коленьев, которые соединены между собой телескопически. Коленья лестницы изготовляют из низколегированной стали 10ХСНД, обладающей высокой прочностью; пластичностью, коррозионной стойкостью и свариваемостью. Каждое колено представляет собой легкую стальную конструкцию, состоящую из двух ферм, жестко соединенных между собой в нижнем поясе ступенями и распорками.
Рис. 10.2. Комплект коленьев автолестницы:
1 — тетива (нижний пояс); 2 — ступень; 3 — опорный ролик; 4 — стойка; 5 — верхний пояс; 6 — направляющий ролик
Ферма состоит из верхнего и нижнего поясов, стоек и раскосов. Нижний пояс (тетива) изготовляется из специального профиля, обеспечивающего хорошую жесткость при незначительной массе, ступени — из труб прямоугольного сечения, а верхний пояс, стойки и раскосы — из круглых труб.
Коленья лестницы имеют одинаковое устройство и отличаются в основном размерами и массой. Толщина ленты тетивы первого колена 2 мм, четвертого — 3,2 мм, расстояние между ступенями — 300 мм. Для удобства передвижения по лестнице наружные поверхности ступенек в средней части покрыты накладками из рифленой резины, закрепленными при помощи металлических хомутиков. Нумерация коленьев принята сверху вниз, т. е. верхнее колено считается первым (дополнительное колено номера не имеет). Каждое нижележащее колено — несущее по отношению к верхнележащим. Нижнее колено лестницы является несущим для всех остальных коленьев и устанавливается на подъемной раме. Оно опирается роликами переднего и заднего опорных узлов на направляющие дуги подъемной рамы и закреплено на ней шкворнем. В задней части нижнее колено и подъемная рама связаны гидроцилиидром бокового выравнивания.
Телескопическое соединение основных коленьев лестницы и их перемещение относительно друг друга осуществляются с помощью опорных и направляющих роликов, опорных шайб и упоров. Ролики изготовляются из текстолита, имеющего высокий модуль упругости. Основная нагрузка воспринимается передними и задними опорными роликами, поэтому они сделаны парными.
На нижнем колене автолестницы установлен угломер-отвес со шкалой, на которой определяются угол наклона лестницы, допускаемая длина выдвигания комплекта коленьев при данном угле наклона и нагрузка на ее вершину.
Выдвигание основных коленьев пожарной автолестницы (кроме нижнего) одного из другого осуществляется при помощи стальных канатов (рис. 10.3). Канат, выдвигающий третье колено относительно неподвижного нижнего колена, верхним концом закрепляется на четвертом колене, проходит далее через блоки, а другой конец крепится на барабан.На канат опирается третье колено при помощи двух блоков. При наматывании троса на барабан лебедки выдвигаются одновременно третье, второе и первое коленья. Шаг выдвигания вершины при перемещении ведущего колена на одну ступень составляет 0,9 м, что соответствует перемещению каждого замыкателя на одну ступень.
Первое и второе коленья выдвигаются спаренными канатами, одни концы которых закреплены в верхней части-нижележащего колена болтами без натяжных устройств, а вторые концы этих канатов закреплены на уравнительном устройстве, размещенном внизу подвижного колена.
Регулировка нерабочих канатов производится при помощи натяжных устройств, а также путем перестановки верхних блоков в установочные отверстия кронштейнов этих блоков. Все коленья относительно друг друга выдвигаются с одинаковыми скоростями.
Фиксация коленьев в выдвинутом положении производится
каждом выдвигаемом колене устанавливают по два автоматически действующих замыкателя, причем каждую пару замыкателей крепят на одном уровне между первой и второй нижними ступенями колена с внутренней стороны тетив.
В транспортном положении комплект коленьев лестницы располагают вдоль шасси автомобиля над кабиной. При этом передняя часть комплекта коленьев опирается на переднюю опорную раму, установленную у задней стенки кабины, и запирается автоматическим устройством. Кроме основных однотипных четырех коленьев устанавливается еще одно дополнительное облегченное колено на вершине первого колена. Дополнительное колено выдвигается вручную на длину до 2,5 м и сажается на замыкатели упрощенной конструкции. Оно применяется в исключительных случаях и опорой служить не может, поэтому лестница опирается на вершину первого колена. При транспортировке дополнительное колено удерживается на месте защелкой.
Опорное устройство служит для обеспечения устойчивости автолестницы при работе и предотвращения перегрузки коленьев. Оно состоит из опорной рамы, четырех выдвижных опор (аутриг-геров), механизма выключения рессор и золотников управления, расположенных в платформе.
Опорная рама устанавливается в задней части рамы автомобиля на лонжеронах и представляет собой сварную металлическую конструкцию. Она состоит из двух боковых щек, которые располагаются на лонжеронах рамы автомобиля, двух поперечин и приваренного к ним опорного кольца, на котором монтируют поворотный круг подъемно-поворотного устройства.
Рис. 10.3. Схема выдвигания коленьев:
1 — канат выдвигания первого колена; 2 — канат выдвигания второго колена; 3 — блок; 4 — канат выдвигания третьего колена; 5 — лебедка выдвигания
Опорная рама имеет ребра, раскосы, планки и косынки для обеспечения жесткости конструкции. Она крепится к раме автомобиля заклепками, а передний и задний кронштейны — болтами (рис. 10.4).
К кронштейнам рамы под углом относительно горизонта крепятся гидравлические опоры — аутриггеры. Их подвижные части при опускании выдвигаются наружу и этим увеличивают опорную базу. В походном положении выдвижные балки фиксируются гидрозамками.
Приведение аутригге-ров в рабочее и походное положение осуществляется с помощью гидроцилиндров. Привод механизма выключения рессор сблокирован с приводом аут-риггеров и осуществляется с помощью специального гидроцилиндра.
Механизм выключения рессор (рис. 10.5) предназначен для блокировки задних рессор, увеличения жесткости опорной базы, а следовательно, повышения устойчивости автолестницы при работе.
Механизм состоит из цилиндра, гидрозамка и стального каната, прикрепленного к кожухам задних мостов. При подаче масла в цилиндр через гидрозамок шток выдвигается и натягивает канат, при этом перемещение рессоры исключается.
Подъемно-поворотное устройство (рис. 10.6) служит опорным основанием для комплекта коленьев и обеспечивает подъем, опускание и поворот лестницы. Внутри поворотной рамы на поворотном круге и на подъемной раме размещены все механизмы привода лестницы.
Рис. 10.5. Механизм блокировки рессор:
1 — кронштейны; 2 — серьга; 3 — стальной канат; 4 — цилиндр со штоком
Рис. 10.6. Подъемно-поворотное устройство:
1 — поворотный круг; 2 — привод поворота; 3 — поворотная рама; 4 — подъемная рама; 5 — цилиндр подъема; 6 — механизм выдвигания колен; 7 — маслопереход
Поворотный круг (рис. 10.7) состоит из неподвижной и подвижной частей, имеет неподвижное и подвижное кольца. Между ними поставлены цилиндрические ролики, разделенные между собой звеньями текстолитового сепаратора. Ролики имеют диаметр 25 мм и длину 24 мм. На неподвижном кольце с внутренней стороны имеется зубчатый, венец, в зацепление с которым.
На подвижном кольце поворотного круга укреплена поворотная рама, состоящая из боковых щек, перегородок, поперечных и продольных поясов. К поворотной раме крепится подъемная рама, которая представляет собой сварную ферму, состоящую из двух боковых ферм, поперечин и двух опорных дуг для опорных роликов нижнего колена. Поворотная рама с установленными на ней гидроагрегатами называется башней гидромеханизмов.
Рис. 10.7. Поворотное устройство:
1 — неподвижное кольцо; 2 — цилиндрический ролик; 3 — подвижное кольцо; 4 — зубчатый венец
В поворотной раме установлены: осевой коллектор, два цилиндра подъема, приводы поворота и выдвигания.
Работа узлов башни гидромеханизмов обеспечивается гидросистемой, которая состоит из насоса-гидромотора, бака, фильтра, кранов управления, цилиндров, гидромоторов, предохранительного клапана, боевого коллектора, датчика газа, ручного насоса, кранов переключения, крана разгрузки, обратных клапанов и маслопроводов. Рабочее давление в гидросистеме 10 МПа. Применяемая гидравлическая жидкость летом — масло МГ. Зимой и в северных районах заменителем служит масло веретенное АУ.
Для подачи рабочей жидкости к агрегатам служит силовая группа. Жидкость засасывается из бака по трубопроводу насосом-гидромотором аксиально-поршневого типа. Бак гидросистемы автолестницы предназначен для компенсации потерь и для охлаждения рабочей жидкости, ее отстоя, выпуска паров и воздуха из гидросистемы (вместимость бака 90 л). Насос-гидромотор приводится в действие через раздаточную коробку от коробки отбора мощности. Коробка отбора мощности применяется стандартная; одноступенчатая автомобиля ЗИЛ-131. Из гидроагрегатов рабочая жидкость по трубопроводу через фильтр сливается в бак.
Гидросистема (рис. 10.8) обеспечивает каждое движение в отдельности: подъем,выдвигание и поворот в ту или другую сторону, а также одновременный маневр тремя движениями. На поворотной раме с правой стороны ее установлен ручной насос, который предназначен для временной замены основного насоса в случае выхода его из строя. Для соединения неподвижной части гидросистемы, расположенной на шасси, с подвижной, расположенной на поворотной части лестницы, служит осевой коллектор.
Рис. 10.8. Схема гидропривода АЛ-30 (131):
1 — аксиально-поршневой насос; 2 — магистральный фильтр: 3 — бак для масла; 4 — насос с ручным приводом; 5 — гидрозамок; Б — цилиндр; 7 — кран управления; 8 — кран разжима захватов; 9 — механизм выдвигания коленьев; 10 — механизм поворота; 11 — механизм выравнивания бокового наклона; 12 — цилиндр опоры; 13 — цилиндр выключения рессор; 14 — привод микровыключателей блокировки; 15 — кран разжима захватов; 16 — предохранительный клапан; 17 — кран разгрузки насоса; 18 — автоматический регулятор газа
На нагнетательной магистрали гидросистемы установлен предохранительный клапан, который при разгрузке гидросистемы пропускает всю нагнетаемую жидкость в сливную линию. Рабочую жидкость к двум цилиндрам подъема, гидромоторам поворота и выдвигания распределяют краны управления. Регулирование скорости движения осуществляется методом дросселирования жидкости на выходе.
Рис. 10.9. Цилиндр подъема коленьев АЛ-30 (131):
1 — цилиндр; 2 — шток; 3 — крышка верхняя; 4 — кольцо; 5 — вкладыш трехсектор» ный; 6 — поршень захвата; 7 — стакан; 3 — пружина тарельчатая; 9 — уплотняющее кольцо; 10 — поршень
На всех агрегатах, кроме привода выдвигания, предусмотрены элементы самоторможения, в дополнение к которым ставятся гидрозамки, запирающие рабочую жидкость в полостях агрегатов. Привод выдвигания затормаживается конусным тормозом, управляемым краном разжима захватов. Управление выдвижными опорами производится ручными золотниками, от них же работают цилиндры блокировки рессор.
Подъем коленьев производится двумя цилиндрами подъема (рис. 10.9) при помощи жидкости, подаваемой в нижние полости цилиндров. Жидкость действует на поршень, который поднимается вверх и через шток поворачивает подъемную раму вместе с комплектом коленьев.
Опускание коленьев происходит под действием масс коленьев, подъемной рамы и других деталей, а также под давлением жидкости в верхней полости цилиндров. Жидкость вытесняется из нижних полостей цилиндров и отводится на слив через открытые клапаны гидравлического замка, краны переключения движения подъема и управления. При опускании коленьев верхние полости цилиндра заполняются жидкостью, подводимой из магистральной линии через краны управления и переключения движения на опускание.
Цилиндр подъема снабжен захватом, предохраняющим лестницу от произвольного опускания при неисправности трубопровода. Захват размещается в верхней крышке цилиндра и состоит из колец, поршня, тарельчатых пружин, вкладышей, зажимаемых стаканом. При отсутствии давления в гидросистеме пружины через поршень тормозного устройства посредством колец схватывают вкладышами шток. Для освобождения штока необходимо создать давление в полости поршня.
Рис. 10.10. Гидравлический замок АЛ-30 (131):
1 — корпус; 2 — заглушка; 3 — кольцо уплотнительное; 4 — клапан; 5 — пружина; 6 — поршень; 7 — толкатель; 8 — гильза; 9 — пружина
Гидравлический замок (рис. 10.10) предназначен для за пирания нижней полости цилиндра подъема при прекращении подачи жидкости. Жидкость под давлением подводится к штуцеру А. Под действием жидкости выключаются клапаны, и жидкость поступает под поршни в цилиндры подъема. Фиксация комплекта коленьев при заданном угле подъема производится путем запирания нижних полостей цилиндров. Когда через штуцер А перестает поступать под давлением жидкость, клапаны под действием пружин прижимаются к седлам гильз.
При опускании комплекта коленьев жидкость от крана управления поступает к верхним полостям цилиндров подъема и в штуцер Б гидрозамка. Поршни через толкатели отжимают клапаны. Жидкость из нижних полостей цилиндров подъема поступает вштуцерЛ и идет на слив в масляный бак.
Механизм выдвигания и сдвигания коленьев лестницы состоит из червячного редуктора с барабаном для стального каната и аксиально-поршневого гидромотора.
На рис. 10.11 показан механизм поворота, предназначенный для кругового вращения лестницы влево и вправо на 360°. Привод поворота крепится на поворотном круге и состоит из гидромотора, червячного редуктора и цилиндрической шестерни.
Рис. 10.11. механизм поворота автолестницы:
1 — редуктор; 2 — гидромотор; 3 — ведущая шестерня; 4 — вал; 5 — неподвижный круг с шестеренным венцом
Шестерня находится в постоянном зацеплении с зубчатым венцом неподвижного круга, при ее вращении поворачивается и поворотный круг.
Механизм выравнивания бокового наклона предназначен для выравнивания лестницы таким образом, чтобы ступеньки колен находились в горизонтальном положении. Максимальный уклон площадки, на которой установлена пожарная автолестница, должен быть не более 12%, что соответствует углу 7°.
Пульт управления размещается на вращающейся части с левой стороны автолестницы и оборудуется сиденьем для оператора. На пульте имеются три рукоятки, которые обеспечивают включение всех движений лестницы: подъем-опускание, выдвигание-сдвигание, поворот. При помощи рукоятки (в зависимости от угла их наклона) плавно регулируются скорости движения.
На пульте имеется также ножная педаль крана разгрузки насоса, которая служит для одновременного включения нагрузки насоса и электросети башни гидромеханизмов. Пульт управления оборудуется следящими автоматическими устройствами, не допускающими работу механизмов лестницы в опасных положениях: при максимально допустимом опрокидывающем моменте, максимальном вылете, упоре вершины лестницы в здание, максимальных нагрузках, длине лестницы или угле опускания.
Помимо светосигнальных приборов шасси ЗИЛ-131 на автолестнице установлены: проблесковые маяки синего цвета на крыше кабины водителя, задние фонари, передняя и задняя фары, прожекторы на комплекте коленьев, сигнальные лампы в кожухе комплекта коленьев, освещение пульта управления, переговорное громкоговорящее устройство.
Пожарная автолестница АЛ-30 (131)-Л22. Пожарная автолестница АЛ-30(131)-Л22 является модификацией АЛ-30(131)-Л21. На вершине лестницы монтируется быстросъемная люлька грузоподъемностью 180 кг. Техническая характеристика автолестницы, ее назначение и устройство то же, что и у автолестницы АЛ-30(131)-Л21, за исключением рабочего поля (наибольший вылет), которое автоматически уменьшается при закреплении люльки на вершине коленьев до 9 м вместо 16 м без люльки.
Указанное изменение рабочего поля выполняется с помощью специального датчика, смонтированного на люльке.
Люлька навешивается шарнирно на специальные оси первого колена, она удерживает горизонтальное положение под действием собственной массы. Во избежание раскачивания люльки при выполнении операции и для фиксации ее в рабочем положении служит гидроцилиндр, обе полости которого запираются краном вручную. При опускании люльки краны гидроцилиндра должны быть открыты, что обеспечивает горизонтальность поля люльки
при изменении угла наклона коленьев. Для привода гидроцилиндра в конструкции автолестницы помимо основного и аварийного гидроцилиндров в люльке применяется обособленный гидропривод.
Пожарная автолестница АЛ-45 (257)-ПМ-109. Автолестннца (рис. 10.12) применяется для обслуживания зданий и сооружений высотой до 16 этажей. В то же время она сложнее АЛ-30(131)-Л21 по устройству и дороже, поэтому АЛ-45 выпускаются в небольшом количестве. Использование автолестницы длиной более 45 м усложняется из-за психологического барьера, возникающего у людей при переходе из окна или крыши здания на автолестницу.
Автолестница смонтирована на шасси КрАЗ-257 грузоподъемностью 12 т. Основные узлы автолестницы: шасси с платформой, опорное основание, подъемно-новоротное устройство, система гидропривода, лифт, система управления и автоматики.
Опорное основание автолестницы представляет собой жесткую рамную металлоконструкцию, на которой устанавливаются все узлы, агрегаты автолестницы, и включает в себя опорную раму, механизм бокового выравнивания, опорные аутриггеры, систему управления опорными аутриггерами и боковым выравниванием. Выдвинутые аутриггеры и механизм бокового выравнивания обеспечивают устойчивое горизонтальное положение автолестницы в рабочем положении. Приведение их в действие осуществляется при помощи гидроцилиндров рукоятками из заднего торцевого отсека платформы. Полное горизонтальное выравнивание поворотного основания достигается перед началом работы опорными аутриггерами (грубое выравнивание) или цилиндрами бокового выравнивания (тонкое выравнивание). Привод аутриг-геров сблокирован с приводом механизма выключения рессор. Правильность горизонтального выравнивания проверяется по жидкостному уровню.
На раме опорного основания смонтировано подъемно-поворотное устройство, которое состоит из поворотной опоры с внутренним зубчатым венцом и опорным роликовым подшипником. На опору устанавливается поворотная плита, на которой монтируется подъемная и поворотная рамы. Внутри поворотной рамы расположены цилиндры подъема и привод поворота, узлы и агрегаты управления гидроприводом. Привод поворота состоит из червячного самотормозящего редуктора, соединенного через упругую муфту с гидромотором. Шестерня редуктора находится в зацеплении с зубчатым венцом поворотной опоры. На подъемной раме поворотно-подъемного устройства установлен комплект коленьев, состоящий из шести основных колен и одного дополнительного. Нижнее колено является несущим для всех остальных и с помощью болтов крепится к подъемной раме.
Выдвигание коленьев осуществляется с помощью канатов и гидрополиспастов, которые крепятся на шестом колене. При выдвижении штоков гидроцилиндров канат укорачивается и выдвигает пятое колено. Остальные коленья связаны друг с другом системой канатов и выдвигают друг друга.
Для натяжения и регулировки канатов в каждом колене имеются качалки, соединенные друг с другом резьбовой муфтой. Грубая регулировка канатов осуществляется путем перестановки верхних концов каната по отверстиям с помощью осей. На верхнем колене также телескопически установлено дополнительное колено, которое выдвигается вручную. С помощью этого колена шаг выдвигания вершины лестницы может быть уменьшен с 1,5 до 0,3 м, при этом осуществляется более удобный выход на объект при тушении пожара или эвакуации людей. Для разгрузки тросов в рабочем положении лестницы предусмотрена посадка каждого выдвигаемого колена на нижележащее с помощью замыкателей.
Сдвигание коленьев происходит под действием их собственной массы. Дополнительное колено в выдвинутом положении фиксируется замком, управляемым вручную. Верхнее колено имеет на вершине нижнюю балку, за которую закреплены верхние концы ловительных канатов, торец колена снабжен небольшим трапи-ком-площадкой для удобства работы при поднятых коленьях. В передней части подъемной рамы закреплена грузовая лебедка лифта, с помощью которой осуществляется подъем и опускание кабины лифта. В задней части установлена лебедка ловительных канатов. Обе лебедки приводятся во вращение гидромоторами через червячные самотормозящие редукторы, соединенные между собой с помощью упругих муфт. С целью исключения ослабления и приведения грузового и ловительного канатов каждая из лебедок имеет систему, следящую за натяжением канатов. Кабина лифта двухместная, сварной конструкции из дюралюминиевых труб.
Для предотвращения самовыдвигания коленьев при движении по дорогам и торможении автолестницы комплект и пятое колено заперты гидрозамками.
Механизмы и агрегаты гидропривода автолестницы питаются от гидронасоса, который установлен на шасси и приводится в действие от коробки отбора мощности, устанавливаемой на раздаточную коробку. Включение коробки отбора мощности осуществляется из кабины водителя.
Для связи с людьми на вершине коленьев с оператором пульта управления автолестница оборудована громкоговорящей установкой.
В последнее время разработана конструкция 45-метровой лестницы на шасси ЗИЛ-133Г1. Она оборудована механизмом принудительного сдвигания коленьев без замыкателей, что позволяет зафиксировать.ее в любом положении, коленья выдвигаются при помощи, гидравлического привода,, значительно улучшена работа лифта, упростилась и его фиксация, в транспортном положении.
Правила эксплуатации пожарных автолестниц. Автолестница хранится в закрытом отапливаемом гараже, в котором поддерживается температура не ниже 5 °С. Автолестница должна быть в постоянной боевой готовности: укомплектована съемным оборудованием и принадлежностями, заправлена горючим и маслом, радиатор заполнен водой; комплект коленьев уложен в «походное положение», опорные шпиндели подняты и закреплены фиксаторами.
После каждого выезда на пожар или учения автолестница должна быть тщательно очищена, протерта и смазана согласно карте смазки. Техническое обслуживание автолестниц проводится согласно «Наставлению по эксплуатации пожарной техники» и инструкции по эксплуатации автолестницы. При этом особое внимание обращается на исправность замыкателей и состояние тросов. Нормальная работа замыкателей при неравномерно вытянутых тросах нарушается, поэтому необходимо периодически с помощью тальрепов регулировать длину тросов, необходимо смазывать тросы канатной мазью один раз в месяц. Допустимый износ наружных проволок троса — не более половины их диаметра. При обнаружении более одного обрыва проволоки на участке 100 мм тросы подлежат замене.
Необходимо периодически подтягивать контакты в клеммных соединениях электроцепи, следить за наличием и качеством масла в гидросистеме и за тем, чтобы в нее не попадал воздух. Уровень масла проверяют по щупу в баке; при необходимости масло доливают в бак. Необходимо обеспечивать исключительную чистоту рабочей жидкости и один раз в шесть месяцев заменять ее; очищать фильтры не реже, чем один раз в три месяца; следить за правильной регулировкой разгрузочно-предохранительного клапана (если при исправных насосах и герметичной гидросистеме рабочее давление не достигается, то необходимо разобрать и промыть клапан и золотник разгрузочно-предохранительного клапана). Необходимо следить за герметичностью элементов и соединений гидросистемы, за исправностью шестеренных гидронасосов путем контроля создаваемого ими давления. При профилактических осмотрах и текущем ремонте при необходимости заменяют быстроизнашивающиеся узлы и детали.
Подъезд автолестницы к обслуживаемому объекту должен быть выбран из расчета максимально возможного удобства установки автолестницы и ее работы. Чем выше должна быть выдвинута лестница, тем ближе она должна быть установлена к обслуживаемому объекту. При установке автолестницы ее необходимо размещать параллельно стенке объекта, а комплект коленьев разворачивать затем на 90°. Если условия местности не позволяют поставить ее таким образом, то ставят перпендикулярно стене. Работа на лестнице не допускается, если ее платформа наклонена к горизонту более 6°. Нельзя ставить задние колеса автомобиля на крышки шахт, крышки пожарных колодцев, закрытые ямы, траншеи и на мягкую почву.
При подготовке к работе необходимо затянуть ручной тормоз, опустить опорные шпиндели или аутриггеры и выключить рессоры. Управление лестницей при работе осуществляется рукоятками и маховичками на пульте управления согласно имеющейся здесь же инструкции. Маневры лестницы начинают с подъема, так как в транспортном положении комплекта коленьев все другие движения (поворот, выдвигание)заблокированы.
Подъем лестницы следует производить вначале на малой скорости, а после достижения угла 30—40° переводить на большую скорость. При достижении предельного угла наклона 75° подъем автоматически прекращается. Наиболее ответственным движением лестницы является выдвигание ее коленьев до требуемой высоты. Особенно внимательно за выдвиганием лестницы необходимо следить при подходе вершины лестницы к границе поля движения, для чего в непосредственной близости от пульта управления располагаются: указатель длины выдвигания лестницы, шкала поля движения, указатель угла наклона лестницы к горизонту. Подход вершины лестницы к границе поля движения всегда необходимо производить на малой скорости. После достижения заданной длины коленья должны быть посажены на замыкатели, а двигатель выключен.
При выдвижении и уборке автолестницы запрещается касание ее коленьями воздушных электрических и радиотрансляционных линий. Подъем и спуск пожарных по прислоненной автолестннце запрещается с интервалом менее 3 м.
При работе со стационарно закрепленным на автолестнице лафетным стволом необходимо выполнять следующие условия: – лестница должна выдвигаться не более чем на 2/3 своей длины; угол наклона лестницы допускается в пределах 65—70° при наличии растяжек; – рукавная линия прокладывается посредине лестницы и надежно закрепляется рукавными задержками; – давление воды в линии повышается или понижается постепенно; при диаметре насадка 28 мм давление воды перед ним должно быть не более 600 кПа, при диаметре спрыска 32 мм —не более 500 кПа.
При эксплуатации автолестницы в ветреную погоду маневрирование лестницей производят с применением растяжных веревок, которые крепятся карабинами за проушины первого колена. При этом держать растяжные веревки необходимо с обеих сторон лестницы на расстоянии не менее 12 м. Выдвигать лестницу при скорости ветра более 10 м/с не разрешается. Если лестница применяется с использованием опоры, то необходимо прислонение производить на малой скорости, лестница должна только касаться опоры, а давление на опору должно передаваться только при загружении лестницы. Вершина лестницы должна быть выше точки опоры на 1—1,5 м. Перед сдвиганием лестница должна быть поднята и отведена от опоры.
Подъем по лестнице, вершина которой не имеет опоры, разрешается только тогда, когда замыкатели сели на ступени и длина лестницы соответствует углу ее подъема. При подъеме или опускании по лестнице необходимо следить, чтобы люди ступали не в такт и чтобы лестница при этом сильно не колебалась. Запрещается производить какие-либо движения выдвинутой лестницей, если на ней находятся люди. Во время работы автолестницы не допускается присутствие людей под ней и в зоне ее работы, пребывание посторонних лиц на автолестнице во время ее работы.
Нельзя оставлять без надзора лестницу с поднятыми коленьями. Подъем людей в кабине лифта разрешается только при исправном состоянии электросетей автоматического выключения и сигнализации. При сигнальном звонке автоматоподъем кабины немедленно останавливается.
После окончания работы для подготовки к отъезду необходимо убрать вспомогательную лестницу, если она выдвинута, и уложить комплект коленьев; поднять опорные аутриггеры или шпиндели; выключить коробку отбора мощности и уложить оборудование и принадлежности.
Установку комплекта коленьев на переднюю опорную раму следует производить только на малой скорости. Перед укладкой лестницы на опорную раму коленья должны быть сдвинуты до упоров, крюк на нижнем колене и риска на опорной стойке должны быть совмещены.
Главная → Справочник → Статьи → Форум
Разделы
Остались вопросы по теме:
© 2007-2017 Строй-Техника.Ру – информационная система по строительной технике.
Строительная техника – Cпециальные пожарные автомобили
Источник: stroy-technics.ru
Основные требования к выдвижным пожарным автолестницам
Использование автолестниц пожарными бригадами – это постоянная практика. С помощью такого приспособления удается обеспечить доступ к верхним этажам и труднодоступным частям здания.
Назначение конструкции
- используются при тушении пожаров для доступа к проблемным зонам и областям возгорания;
- помогают команде спасателей подняться на верхние этажи здания и произвести эвакуацию людей;
- доставляют грузы и оборудование на необходимую высоту;
- применяются при устранении аварий.
Для безопасной эвакуации людей и материальных ценностей с верхних этажей, лестницу подводят на близкое расстояние к окну или другим выходам из помещения.
Часто бригады спасателей используют специальный рукав.
Используемые материалы
Для изготовления пожарных лестниц применяют исключительно тугоплавкие металлические детали: платформу, корпус и выдвижные элементы. Важна прочность. Применяют пластичный материал, не подвергающийся коррозионному воздействию и хорошо сваривающийся между собой.
Коленья нагружают элементы основания в разложенном виде. Чтобы не перегрузить технику, их изготавливают из низколегированной стали, которая отличается большим запасом прочности при относительно маленьком весе.
Составляющие части
Пожарная лестница — сложная конструкция, в состав которой входят следующие элементы:
- платформа с базовым шасси;
- выдвижные коленья;
- опорный механизм;
- подъемник и поворотное устройство;
- гидромеханическая башня;
- трансмиссия;
- гидронасос;
- автоблок;
- пульт управления;
- вспомогательное оборудование.
Схематическое изображение элементов пожарной автолестницы
В отдельных моделях с маркировкой «Л» предусматривается наличие люльки.
Основа конструкции — платформа. На ней установлен двигатель шасси, который приводит в действие коленья. Последние устроены по телескопическому принципу и для выдвижения оборудованы текстолитовыми роликами с направляющими. Гидросистема подает давление в механизм с помощью поршней.
Положение лестницы контролируется в плане определения угла наклона. Поворот производят в нижней части крепления коленьев. Устройство автолестницы базируется как на гидравлике, так и на механике или же комбинируется. При выходе автоматики из строя переключаются на ручной насос для поддержки поршней.
Устойчивая опора — основа безопасности работы на таком оборудовании.
Платформа с базовым шасси и выдвижными коленьями
Стоимость зависит от сложности используемых деталей, размеров и комплектации.
Виды и габариты лестниц
Классификация устройств основывается на нескольких признаках. В первую очередь, количестве колен. Минимум — три элемента, в моделях, обеспечивающих доступ в высотные здания, — четыре или шесть. Требования к безопасности ужесточаются с добавлением каждой новой секции, так как возрастает риск опрокидывания.
Различают виды колен по длине:
Типы трансмиссия для приведения коленьев в движение:
Простой в использовании считается гидравлическая, которую рекомендуется сочетать с другими типами, чтобы предупредить полный выход машины из строя.
Правила эксплуатации
- Хранят автолестницы в гараже при температуре воздуха не ниже 5 градусов.
- Чтобы оборудование было готово к эксплуатации в нужный момент, следят за полной укомплектованностью.
- Регулярно очищают, смазывают поверхности и движущие узлы. Параллельно с этим контролируют исправность элементов.
- Тросы проверяются на целостность после каждого выезда. Не допускается наличие разрывов более, чем в одну проволоку на участках длиной в 100 мм. При выявлении порванных трос полностью заменяют.
- При использовании автолестницы на задании определяют расстояние до нужного объекта, подводят машину и фиксируют на месте локализации с помощью ручного тормоза,опуская опорные щеки.
- Подъезжают к объекту таким образом, чтобы колеса машины упирались на твердую устойчивую основу. Категорически запрещается становиться на крышки люков, траншеи или мягкую почву.
- Если платформа автолестницы не выставлена по горизонту и уклон более, чем 5—6 градусов, то оборудование не допускается к работе на высоте.
- Чтобы привести лестницу в движение, используется пульт управления с маховиками, кнопками и рукоятками.
- Чтобы повернуть конструкцию, предварительно её поднимают, так как работа отдельных узлов в транспортном положении скованна.
- Выдвигают коленья на малой скорости, последовательно друг за другом до вершины устройства. Затем опускаются фиксаторы и глушиться двигатель.
- Важно не допустить контакта с соседними зданиями, деревьями и линиями электропередачи.
- Передвижение по лестнице выполняется с минимальным интервалом в 3 метра между людьми.
Такое оборудование при правильном использовании способно спасти много человеческих жизней.
Рекомендуем посмотреть видео:
Пожалуйста, напишите ваше мнение о статье. Вы можете указать на ошибки, задать вопрос или оставить отзыв. Нам очень важно знать мнение каждого посетителя!
Копирование материалов сайта допускается только при условии размещения активной ссылки на источник.
Особенности конструкции пожарной автолестницы, сфера ее применения и основные разновидности, требования к изделию и правила эксплуатации.
Источник: vseolestnicah.ru
«Пожарные автолестницы»
Назначение: – для доставки к месту пожара боевого расчета и пожарного оборудования; проведения спасательных работ в верхних этажах зданий и выполнения вспомогательных работ на высоте; тушения пожара водой или ВМП при помощи лафетного ствола и использования в качестве подъемного крана при сложенном комплекте колен.
АЛ по длине классифицируются:
АЛ-18(52)12 – легкий тип – до 20 м.
– средний тип – от 20 до 30 м.
АЛ-45(133ГЯ)ПМ – 501 – тяжелый тип – более 30 м.
Классификация пожарных АЛ:
ТТХ пожарной АЛ-30(131)ПМ-506
1. Базовое шасси ЗИЛ – 131
2. Число мест боевого расчета – 3
максимальная длина полностью выдвинутой лестницы (м) – 30 (можно достичь 8-го этажа).
Максимальная рабочая нагрузка на вершине лестницы при угле подъема 75 о (кН) – 250.
Диапазон угла подъема (град) – 0 о – 75 о .
Наибольший вылет (м) стали поворотного круга с рабочей нагрузкой на вершине – 16
Грузоподъемность при использовании автолестницы в качестве подъемного крана (при сдвинутой лестнице) (кг) при угле подъема град: 0 о – 30 о – 500кг; 30 о – 60 о – 750 кг; 60 о – 75 о – 1000 кг.
Минимальный угол подъема при котором колено может сдвигаться под действием собственного веса, град. – 30 о .
Рабочее давление в гидросистеме – 16 (мПа).
Рабочая жидкость гидросистемы – всесезонное масло ВМГ-3.
Вместимость бака гидросистемы – 90 л.
Наименьшее время маневров лестницы без нагрузки (С) подъем от 0 о до 75 о – 25.
выдвижение на полную длину при угле подъема 75 о – 25
поворот на 360 о – 60
Маневр: подъем от 0 о до 75 о , полное выдвижение и поворот на 90 о – 90.
Нормы положенности ПТВ, оборудования и инвентаря на автолестнице АЛ-30(131) ПМ-50Б.
Ствол лафетный – 1 шт.
Сменные насадки к лафетному стволу ф25 и 28 мм. – 2 шт.
Веревка спасательная дл. 30 м. в чехле – 1 шт.
Веревка для управления лафетным стволом – 1
Растяжная веревка с катушкой – 2 компл.
Гребенка для 4-х ГПС – 600, 2000м – 1 шт.
Лестница штурмовая – 3 шт.
комплект инструмента для резки эл.проводов – комплект.
ручной немеханический пожарный инструмент ПТО – всего 27 наименований.
Общее устройство АЛ-30(131)ПМ-506
шасси пожарной автолестницы с кабиной, платформой и передней опорной рамой;
комплект колен (телескопически выдвигающиеся);
дополнительная трансмиссия на гидронасос;
приводы движений (подъема, поворота и выдвижения) с гидросистемой;
автоматические предохранительные и блокирующие устройства;
дополнительное электрооборудование и связь.
Шасси пожарной автолестницы с кабиной, платформой и передней опорной рамой:
базовое шасси ЗИЛ-131 с дополнительной трансмиссией на гидронасос;
кабина водителя трехместная;
платформа металлическая коробчатой конструкции;
ящик для размещения вывозимого оборудования;
за кабиной размещена передняя опорная рама, которая служит для опирания комплекта колен в транспортном положении.
В случае выхода из строя дополнительной трансмиссии или двигателя в конструкции АЛ предусмотрен аварийный привод для приведения АЛ из рабочего положения в транспортное.
Гидронасос – насос – гидромотор ***** – поршневого типа.
При вращении диска 1 система поршней со шторками тоже будет вращаться, а вместе с этим буде вращаться и ротор 2.
Цилиндрические отверстия ротора будут поочередно соединяться с всасывающей и напорной полостями гидронасоса.
Сам же к одной из полостей (всасывающей или напорной) подводить масло под давлением, а от другой отводить в масляный бак, то механизм будет работать как двигатель.
На пожарной автолестнице такие механизмы используются в качестве насосов для создания высокого давления рабочей жидкости и в качестве двигателей приводов поворота лестницы и выдвижения комплекта колен. Мы еще вернемся к ним.
Состоит из четырех основных и одного дополнительного колен, выдвигаемых по направляющим пазам на роликах.
Нумерация колен сверху вниз.
Нижнее – четвертое колено крепится к поворотной раме шарнирно при помощи шкворня. Выдвижение основных колен осуществляется с помощью стальных спаренных канатов. Принцип выдвижения аналогичен тому, как на выдвижной ручной пожарной лестнице Л-3К. Канаты выдвижения третьего колена нижними концами наматываются на барабан лебедки, а верхними концами проходят через блоки, установленные на вершине 4 колена, и крепятся в нижней части 3 колена через винтовую муфту с правой и левой резьбой, которая служит для уменьшения длины и натяжения правой и левой ветвей канатов.
Нижние концы канатов второго колена закреплены на вершине 4 колена, проходят через блоки на вершине 3 колена и закреплены в нижней части второго колена через регулировочную резьбовую муфту. Канаты первого колена нижними концами закреплены за вершину 3 колена, проходят через блоки на вершине второго колена и закреплены через блоки и муфту в нижней части первого колена.
При такой системе все колена относительно друг друга выдвигаются с одинаковой скоростью, а абсолютные скорости их будут разные.
Служит для обеспечения устойчивости АЛ при работе и предотвращения перегрузки колен.
Устройство: – опорная рама;
– четыре выдвижные опоры с гидроцилиндрами и гидрозамками.
– два механизма блокировки (выключения) задних рессор с гидроцилиндрами и гидрозамками;
– золотники управления расположенные в задней части платформы слева и справа.
При выдвижении передних опор срабатывают и механизмы блокировки рессор.
При подъеме масла под давлением в штуцер 4 поршень 1 перемещается влево и открывает путь А.
Поршни 2 и 3 при этом перемещаются вправо и масло из полости Б поступает через штуцер 5. (и наоборот.
Служит опорным основанием комплекта колен и обеспечивает подъем, опускание и поворот лестницы.
Устройство: – поворотный круг, состоящий из неподвижной и подвижной частей;
Внутри поворотной рамы на поворотном круге и на подъемной раме размещены привода лестницы: – осевой коллектор;
два цилиндра подъема;
приводы выдвижения и поворота;
механизм бокового выравнивания – для того, чтобы ступени лестницы всегда были в горизонтальном положении. Срабатывает автоматически.
Гидропривод систем подъема, выдвижения и поворота.
Подъем комплекта клен осуществляется двумя гидроцилиндрами. Для безопасной работы привода подъема при выдвинутом положении лестницы предусмотрены гидрозамки и фрикционные гидрозахваты.
Привод выдвижения и сдвигания колен состоит:
барабан для наматывания стальных канатов.
Вал червяка имеет тормозное устройство, которое по принципу действия аналогично гидрозахвату цилиндра подъема.
Привод поворота состоит из:
Гидросистема: – обеспечивает работу всех исполнительных механизмов автолестницы.
Состоит из: – гидронасоса;
гидронасоса с электроприводом;
крана разгрузки гидронасоса;
автоматического регулятора оборотов двигателя;
обратных клапанов и маслопроводов.
Элементы управления АЛ, блокировки и дополнительное электрооборудование:
пульт управления с сиденьем для оператора;
на пульте 4 рукоятки «Подъем – опускание», «выдвижение – сдвижение», «поворот» и датчик газа двигателя;
указатель длины выдвижения и указатель подъема;
манометр, показывающий давление рабочей жидкости в сливной линии.
Безопасность работы АЛ обеспечивается наличием в её конструкции блокирующих устройств, это:
концевые выключатели на вершине лестницы которые автоматически выключают поворот или выдвижение лестницы, если вершина лестницы упрется в препятствие;
ограничители длины выдвижения – отключают привод выдвижения при достижении максимально допустимой длины при данном угле подъема колен;
ограничители вылета лестницы, угла опускания и опрокидывающего момента.
Во всех случаях срабатывания блокирующих устройств оператор на пульте предупреждается звуковым и световым сигналом, а движение лестницы выключается.
включает: – приборы сигнализации;
внешнее освещение, освещение рабочих мест и отсеков;
датчики и сигнальные лампы различного назначения;
переговорное громкоговорящее устройство.
К ним относятся:
двухканальный звуковой сигнал;
электрическое переговорное устройство;
осветительные фары на вершинах первого и четвертого колен;
лампы освещения пульта и включения блокировок;
аварийный электропривод гидросистемы и др.
Порядок установки пожарных авто лестниц:
В транспортном положении комплект колен должен опираться на переднюю опорную раму, опоры должны быть подняты, задние рессоры разблокированы.
Подъезд к обслуживаемому объекту должен быть выбран из расчета максимально возможного удобства установки АЛ и ее работы.
Целесообразно АЛ устанавливать на расстоянии приблизительно 10 метров от здания.
Установку производить параллельно зданию, а после подъема комплекта коленьев повернуть их к стене. Если местные условия не позволяют подъехать боковой стороной, можно установить АЛ и перпендикулярно, но не более 18 метров от оси поворотного круга от стены (АЛ-30) и не более 16 метров (АЛ – 45).
После установки на выбранную площадку, надо затянуть ручной тормоз;
На АЛ-30 рычаг включения РК поставить в нейтральное положение, а рычаг КП на четвертую передачу;
нажать на педаль крана разгрузки насоса у АЛ-30 и убедиться в достаточном давлении в гидросистеме по манометру;
Опустить опоры до жесткого упора в грунт и заблокировать рессоры (сначала опускаются передние опоры, а затем задние);
При необходимости подложить под опоры деревянные подкладки, а под задние колеса – упоры.
первой операцией является подъем комплекта коленьев, так как все другие движения (поворот, выдвигание) заблокированы;
подъем вначале надо производить на малой скорости, а после достижения угла 30-40º переводить на большую скорость;
при достижении предельного угла наклона комплекта коленьев, подъем их у АЛ прекращается;
следует иметь ввиду, что АЛ-30 при подходе вершины лестницы к границе поля безопасности (во время опускания выдвинутой лестницы) опускание автоматически прекращается;
при повороте комплекта коленьев вправо оператор должен быть особо внимательным) т. к. поле зрения его в этом случае частично загораживается комплектом коленьев;
поворот полностью выдвинутой и поднятой лестницы должен вестись с очень плавным ускорением и замедлением, во избежание колебаний лестницы;
наиболее ответственным движением лестницы является выдвигание ее коленьев до требуемой высоты. Выдвигание у АЛ возможно только после подъема комплекта коленьев на угол 10º, полное выдвигание у АЛ – 30 возможно при угле подъема 50º и выше;
выдвигание коленьев производиться, как правило, на 1-1,5 м. выше карниза кровли, площадки, ограждения и т. п.;
подвод вершины лестницы к границе поля движения и, в особенности, к месту опоры необходимо производить на малой скорости;
после прекращения выдвигания необходимо посадить коленья на замыкатели;
в ветреную погоду при выдвигании лестницы должны применяться растяжные веревки;
если лестница применяется с использованием опоры, то она должна только касаться опоры, а давление на опору должно передаваться только при загружении комплекта коленьев;
лестница перед сдвиганием должна быть поднята, отведена от опоры и выдвинута на 50 мм.;
укладка лестницы производиться путем опускания сдвинутого до упора комплекта коленьев на переднюю опорную стойку;
в целях уменьшения нагрева рабочей жидкости нагружать насос рабочим давлением только при выполнении движений. В перерывах между движениями в гидросистеме должен быть режим холостого хода;
Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:
«Пожарные автолестницы» Назначение : – для доставки к месту пожара боевого расчета и пожарного оборудования; проведения спасательных работ в верхних этажах зданий и выполнения вспомогательных
Источник: studfiles.net
Советские пожарные автолестницы. История развития в 20-30-х годах 20 века
Вверх по лестнице, ведущей… в огонь. Пожарные такие подвиги совершают ежедневно. И не удивительно, что для них придуманы самые различные системы увеличения высоты «ступенепроводов». В благодарность за находчивость неведомым миру умельцам некоторые типы составных лестниц назвали по национальности изобретателей — шведскими, английскими романскими (почему-то так в старину именовались немецкие лестницы). Нынешние потомки викингов нижние концы расходящихся к низу боковин (каждую из них называют тетивой) продевали в сдвинутые по высоте и расположенные с внешней стороны лестницы прямоугольные скобы, чтобы первая ступенька верхнего колена опиралась на верхушку нижнего, Немцы крепили по одной скобе на концах каждой тетивы, продевая в них боковины, которые у английских лестниц были параллельными. Их накладывали друг на друга и просовывали в аналогичные скобы, располагаемые по-шведски, но не с боков, а спереди, Такое оборудование было удобно возить на любом пожарном ходу ведь лестницы были компактными и легко собирались. Однако в деле они частенько подводили: то длины не хватало, то она оказывалась чрезмерной. Требовалась лестница, высота которой изменялась бы плавно и по желанию пожарных Ее придумали и назвали выдвижной. Когда же это произошло?
Пожарная лестница Петра Дальгрена, 1777 год
В 1777 г. Петербургская Академия наук рассмотрела и одобрила первый в мире проект механической лестницы. То была площадка, поднимавшаяся замысловатым рычажным механизмом. Вскоре русские умельцы придумали и изготовили выдвижную пожарную лестницу, ставшую прообразом современных конструкций. В «Практическом наставлении брандмейстерам…», опубликованном в 1818 г., записано: «…лестница механическая о пяти коленах, кои одно из другого вытягиваются…». Спустя 65 лет в мастерских петербургской пожарной охраны изготовили несколько таких красавиц высотой 17 м. Но не только у нас задумывались об этом. С 1886 г. на германских фирмах Magirusи Metzделали выдвижные лестницы удачной конструкции. Их экспортировали во многие страны, и в Россию тоже. Пожарные команды больших городов приобретали такую продукцию.
Наступил XX век. Города разрастались, наполнялись людьми и машинами, и чаще горели. К тушению возгораний все время повышали требования. Одно из них состояло в скорейшей доставке к месту бедствия пожарной техники, в том числе и выдвижных лестниц. Их вкатывали руками на специальные телеги в сложенном состоянии, возили на конных ходах, по прибытии скатывали вручную на землю, поднимали, выдвигали и устанавливали строго вертикально. Все это занимало немало времени, требовало усилий, внимания, сноровки. Меж тем улицы городов заполнялись автомобилями, причем с каждым годом все более совершенными. И людям, профессионально занятым борьбой с огнем, очень хотелось использовать при этом самоходные экипажи. В 1920 г. московские пожарные приспособили шасси трехтонного грузовика «Берлие» для транспортировки лестницы «Магирус». Опыт оказался удачным, однако дефицит автомашин не позволил распространить его.
Съемная механическая лестница, установленная "Автопромторгом" на шасси зарубежного грузовика
Спустя три года наши специалисты, посетившие XIX съезд пожарных Германии, проходивший в Мюнхене, и приуроченную к нему выставку пожарной техники, организованную там же, познакомились с новинками в этой сфере деятельности. Им приглянулась механическая лестница «Метц» закрепленная на особом башенном механизме, который был расположен на шасси грузовика, сделанного фирмой «Магирус».
Шли годы, росла актуальность доставки на пожар выдвижных лестниц. В Ленинградской пожарной охране (ЛПО) решили имевшиеся у них деревянные выдвижные лестницы образца 1912 г. возить на автонасосах Я-3. Разработали три проекта доработки автомобиля. Выбрали лучший и заказали три образца ленинградскому заводу «Свет и сила». Завершили эту работу 15 сентября 1932 г. Что же получилось?
Съемная механическая лестница ЛПО, установленная на шасси Я-3 выпуска 1932 года
На раме автомашины закрепили направляющие для наката лестницы, установили приводимую двигателем лебедку, подтягивавшую лестницу в транспортное положение, изменили кабину, оставили на своих местах насос и подвесную катушку с рукавами, Получился оригинальный автомобиль Приехав к месту бедствия, пожарные снимали подвешенную сзади катушку с рукавами, лебедкой опускали на землю лестницу вручную устанавливали ее в боевое положение, используя затем машину как обычный автонасос. Бойцам эта «тушилка» нравилась. Поэтому ЛПО заказала еще несколько таких же автолестниц, благодаря чему в 1934 г. Ленинград избавился от конных пожарных ходов.
И все же «накатный» способ доставки выдвижных лестниц казался неперспективным. Требовалась новая конструкция. Сделать ее на заводе «между планом и отдыхом» было невозможно. Страна явно нуждалась в научном центре, способном вести исследования и разработки в пожарном деле, Такую организацию создали в 1935 г. — Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны — ЦНИИПО (ныне Всероссийский — ВНИИПО). Он расположился в подмосковном поселке Балашиха (с 1939 г. — город). За первые два года работы там удалось спроектировать десятки новых машин и устройств для борьбы с огнем. В их числе металлическая выдвижная лестница высотой более 30 м, размещенная на шасси грузовика ЗИС-6 (колесная формула 6×4). Проект передали на Московский завод пожарных машин, к тому времени ставший филиалом автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). Там работали над собственной выдвижной лестницей высотой 45 м. Сотрудничество со специалистами ЦНИИПО привело к тому, что обе идеи были объединены, и вскоре заводчане сделали чертежи механизированной автолестницы К-30 (высота 30,1 м). Возможностей изготовить опытный образец не оказалось. Чтобы воплощать проекты и конструкторам не работать «в корзину», в 1938 г. при Проммаше организовали специальный главк, ответственный за выпуск всех видов пожарной техники. И дело пошло.
Автомеханическая лестница Metz, пересаженная на удлиненное шасси ЗиС-6
К середине 30-х гг. в стране накопилось несколько десятков выдвижных пожарных лестниц «Магирус» и «Метц», сделанных еще в 20-х и начале 30-х гг. Все они были металлическими, но на шасси устаревших иномарок, Сами лестницы оказались прочными и удобными в работе. Их часто использовали на пожарах, стройках, при ремонте многоэтажных домов. Претензий к ним не было. А возившие их машины изрядно поизносились, и запчастей не хватало. Чтобы сохранить в эксплуатации лестницы, следовало у каждой из них заменить автомобиль-носитель. Требовалось германскую лестницу «пересадить» на советское авто. Для этого подходило шасси грузовика ЗИС-6, которое нужно было доработать, что и выполнили в авторемонтных мастерских Московской и Ленинградской пожарных охран. Что же там сделали?
Лонжероны рамы удлинили примерно на 1 м. Вставки соединили двумя поперечинами. За кабиной расположили опору для лестницы в транспортном положении и сидения для пожарных. Дополнительную трансмиссию для привода задних мостов и башенного механизма применили от пожарной машины ПМЗ-1. Управление подъемом, поворотом, выдвижением и боковым наклоном лестницы осуществлялось рукоятками, расположенными на башенном механизме. Все перемещения лестницы осуществлялись от двигателя. Быстрота выполнения команд зависела от частоты вращения коленвала мотора. На раме вблизи ведущей тележки закрепили четыре домкратных штыря с ручным приводом. Вертикальная ось вращения башни пришлась посередине между задними колесами.
Этот удачно скомпонованный автомобиль нес на себе удивительную лестницу. Все ее элементы были сделаны из тонкостенных цельнотянутых труб круглого, квадратного, двутаврового и иных форм сечения. Лестница обладала столь высокой прочностью, что по ней взбирались, прислонив ее к стене, либо в свободно стоящем положении. И все же ее ступени считались слабоватыми. Для повышения их прочности в них вколачивали деревянные пробки.
Пожарная автолестница К-30 на шасси ЗиС-6
Автолестницу К-30 приспособили для тушения огня. На последней ступени верхнего колена с помощью шарнира закрепили ствол, рукав от него сматывался с катушки, прицепленной к задку автомобиля. На пожаре нижний стык рукава соединяли с автонасосом, Вода подавалась вверх. Боец направлял струю в пламя, стоя на ступени верхнего колена, либо, удлинив рукав, проникал с брандспойтом в горящее помещение.
«Тридцатку» снабдили предохранителями. Например, когда угол возвышения лестницы достигал 75° подъем замедлялся, а при 80° — прекращался. Опускание шло ускоренно до угла 12°, далее замедлялось, в горизонтальном положении — останавливалось.
Автолестница К-30 в работе, Сокольники, Москва
Технические характеристики пожарной автолестницы К-30 на шасси ЗиС-6
Нашей промышленности в предвоенные годы так и не удалось освоить изготовление выдвижных лестниц. А вот «Магирусы» и «Метцы», установленные на ЗИС-6, работали долгие годы. Их заменяли отечественными образцами АМ-32 и АМ-45 лишь с 1955 г. К-30 успешно работали до середины 60-х гг., когда их полностью сняли с эксплуатации.
Ни в одном музее России не найдешь выдвижную лестницу К-30. И лишь в Балашихинской пожарной части № 29 ее бережно сохраняют, причем, в рабочем состоянии.
Выдвижная пожарная автолестница Metz KL-30 на шасси ЗиС-6, музей в Балашихе
Одно из требований времени к тушению пожаров – своевременная доставка пожарных лестниц к месту тушения
Источник: fire-truck.ru
Популярные модели пожарных автолестниц и их характеристики
Пожарной автолестницей называют пожарный автомобиль, на базовом шасси которого установлена несущая рама с исполнительным механизмом подъемника. Существующие модификации пожарных автолестниц имеют от трех до шести выдвижных пролетов с высотой подъема стрелы — 11 ÷ 62 метра.
Пожарные автолестницы служат для подъема боевого расчета на высоту, эвакуации людей, доставки в зону горения огнетушащих веществ и пожарного оборудования. Стационарный выдвижной подъемно-спускной механизм применяют при разборке конструкций, мониторинге ситуации. Добавочное колено лестницы, в ночное время суток, используют для крепления осветительных прожекторов.
Общие элементы конструкций
Платформу основания, с подъемно-поворотной конструкцией и опорной стойкой для пакета колен, монтируют на базовое шасси ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, Урал или «Татра». Колесная формула (6х6 или 6х4) и дизельный двигатель гарантируют высокую проходимость специализированного автотранспорта.
Выносные опоры — механические или гидравлические аутриггеры, служат для фиксации и равномерного распределения нагрузки АЛ при производстве пожарных и спасательных работ. Манипуляции с выдвижными опорами производят с пульта на задней панели платформы шасси.
Действия пожарных-спасателей в границах рабочей зоны автолестницы обеспечивает механизированное, поворотно-выдвижное устройство, пакет телескопических колен. Механизм стрелы приводит в рабочее положение силовая группа (коробка отбора мощности, гидронасос, масляный бак, фильтр, аварийный привод, трубопроводы и гидроаппаратура управления). Подъем, поворот и выдвигание колен автолестницы производят с основного пульта.
При полностью собранном комплекте колен, автолестница может выполнять функции автокрана. Штатную проушину используют для крепления стропов. Масса груза пропорциональна значению вертикального угла, образованного осью вращения установки и стрелы. Предельную рабочую нагрузку определяет угол подъема стрелы.
Дополнительно АЛ оборудуют лифтами, стационарными или быстросъемными люльками. Лифты скользят по направляющим выдвижной стрелы неподвижной автолестницы.
Дополнительный пульт управления располагают на рабочем месте оператора, в люльке. Наличие высотного манипулятора исключает одновременное использование основного пульта. Современные модели пожарных автолестниц комплектуют эластичным спасательным рукавом, для экстренной эвакуации людей с высоты.
Основное электрооборудование пожарной автолестницы — штатная бортовая сеть базового шасси автомобиля, которая является источником постоянного тока для вспомогательного электрооборудования установки. Сеть световой и звуковой сигнализации, переговорные устройства, систему освещения, блокировку, индикатор крена, блок управления горизонтированием, аварийный привод комплекта колен и аутриггеров в транспортное положение подключают по однопроводной схеме.
Две резервные аккумуляторные батареи, с номинальным напряжением 12 Вольт, используют в качестве дополнительного источника питания электрооборудования. В случае отказа бортовой сети, аварийный привод позволяет перевести автолестницу в положение для транспортировки.
В комплект автолестницы входит пожарно-техническое вооружение, закрепленное за пожарным автомобилем, запасные части, инструменты и материалы. Оборудование транспортируют к месту пожара в специальных, водо- и пыленепроницаемых, отсеках на платформе автолестницы.
Маркировку располагают в доступном для обозрения месте АЛ. На табличке указывают страну и товарную марку производителя, тип АЛ, заводской №, дату производства и соответствие сертификату.
Лестница сформирована из четырех однотипных звеньев, каждое из которых состоит из 2-х, жестко соединенных ступенями и распорками, ферм. Вспомогательное звено монтируют на вершине первого колена, и выдвигают вручную. Дополнительное колено нельзя использовать в качестве опоры.
Материал изготовления пролетов лестницы — высокопрочная низколегированная сталь. Тетивы выполнены из облегченного проката специального профиля. Узлы, которые воспринимают основную нагрузку, усиливают парным исполнением.
Пожарная автолестница АЛ-30 на базе КамАЗ-43502
Соединение колен телескопическое. Звенья перемещаются относительно друг друга при помощи гидрополиспастов, системы опорных и направляющих роликов, шайб и упоров. Звенья автолестницы складываются под действием силы собственного веса. Угломер-отвес, установленный на второй ступеньке нижнего колена, показывает угол наклона автолестницы.
Технические характеристики АЛ-30:
- полная длина вылета стрелы, с учетом линейного размера дополнительного колена — 30 метров;
- угол подъема по вертикали — от -7° до +73°
- масса груза, при использовании АЛ-30 в качестве крана — 1 тонна;
- угол поворота автолестницы вокруг своей оси — 360°;
- максимальная длина вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению — 16 м;
- тип привода лестницы — гидравлическая трансмиссия;
- тип базового шасси ЗИЛ-131, КамАЗ-43114, Урал-4320, TATRA-Т815, МАЗ-53373;
- рабочий расход огнетушащего состава штатного лафетного ствола — 20 л/с;
- состав экипажа — 3 человека (водитель в том числе).
Лафетный ствол (гребенку) устанавливают по верхнему краю первого колена. Рукав прокладывают по средней линии ступеней и крепят к поверхности рукавными задержками. При работе со штатным огнетушащим оборудованием, лестницу выдвигают на 2/3 общей длины, угол наклона стрелы составляет 55÷60°.
Пожарная автолестница АЛ-50 транспортирует боевой расчет, пожарно-техническое вооружение и вспомогательное оборудование к месту пожара. Подъемно-поворотный механизм АЛ-50 используют для проведения спасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных работ на высоте до 50 метров.
Привод подъемного устройства автолестницы АЛ-50 комбинированный. Управление силовой группы облегчают электрогидравлические блоки.
Технические характеристики АЛ-50:
- полная высота стрелы — 50 метров;
- масса рабочей нагрузки на вершину лестницы — 300 кг при вылете 16 м и 100 кг — 20 м;
- при использовании АЛ-50 в качестве крана масса груза 2 тонны;
- угол наклона стрелы, при производстве пожарных и спасательных работ от — 4° до + 75°;
- поворот автолестницы вокруг своей оси 360°;
- максимальное значение длины вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению 16 м;
- тип привода лестницы — комбинированный (электрогидравлические блоки управления);
- тип базового шасси КамАЗ-53229 (с низкой кабиной и колесной формулой 6х4), Volvo FL 626;
- расход лафетного ствола — 20 л/с;
- состав боевого расчета — 3 человека (водитель, в том числе).
Дополнительные элементы комплектации подъемного устройства АЛ-50 — лифт, люлька и эластичный спасательный рукав. На верхнем колене автолестницы установлен съемный лафетный ствол, с дистанционным электроприводом.
Осмотр и техническое обслуживание, по месту эксплуатации пожарных автолестниц, проводится регулярно. Исправное пожарно-спасательное вооружение и техника должны находиться в состоянии боевой готовности.
Другие полезные статьи:
Добавить комментарий Отменить ответ
Права на все материалы, опубликованные на сайте, принадлежат ресурсу ПротивПожара.
Использование материалов возможно при наличии активной ссылки на источник.
Информация взята из открытых источников и носит ознакомительный характер.
За точными данными обращайтесь в лицензированные организации.
Пожарная автолестница необходима для проведения спасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных работ. Материал конструкции — высокопрочная низколегированная сталь.
Источник: protivpozhara.com
Станьте первым!