Порядок и сроки проведения испытаний ПТВ
Водосборники рукавные* (ГОСТ Р 53249-2009)
Водосборник рукавный (далее – ВС) – устройство, предназначенное для соединения двух потоков воды из пожарной колонки и подвода ее к всасывающему патрубку пожарного насоса, испытывается один раз в год на прочность и герметичность.
Проверку прочности водосборника и герметичности соединений проверяют в следующей последовательности: на выходной патрубок водосборника диаметром 125 мм устанавливают головку-заглушку со сливным краном. К входным патрубкам диаметром 77 мм подсоединяются напорные рукава диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса), используемой для создания гидравлического давления. Постепенно увеличивается давление в напорных рукавах до 15 атмосфер и выдерживается в течение 2 минут. При этом не должно быть течи в местах соединений.
Проверку герметичности затворного устройства проверяют в следующей последовательности: на выходной патрубок водосборника диаметром 125 мм устанавливают головку-заглушку со сливным краном. К одному (поочередно) из входных патрубков диаметром 77 мм подсоединяется напорный рукав диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса) используемой для создания гидравлического давления. Доведя давление до 0,5 атмосферы, проверяется герметичность затворного устройства в течение 2 минут, далее постепенно увеличивается давление до 10 атмосфер и выдерживается в течение 2 минут.
Затворное устройство водосборника должно обеспечивать перекрытие, незадействованного входного патрубка. При этом не должно быть течи в местах соединений. Пропуск воды через затворное устройство допускается не белее 50 миллилитров в минуту.
Гидроэлеваторы* (ГОСТ Р 50398-92)
Гидроэлеватор пожарный эжекторного типа – устройство, предназначенное для забора воды из водоисточника с уровнем, превышающим максимальную высоту всасывания насосов, а также для удаления из помещений воды, пролитой при тушении пожара.
Для проверки работоспособности собирают рабочую схему гидроэлеватора с подачей ручного ствола с производительностью 10 л/с, при этом гидроэлеватор должен быть погружен в воду на глубину 0,5 метра до оси диффузора. Гидроэлеватор считается годным, если корпус, соединения, сетка гидроэлеватора не имеют повреждений и обеспечена устойчивая работа водяного ствола.
Головки соединительные (переходы)* (ГОСТ Р 53279-2009*)
Переходная пожарная соединительная головка (ГП): пожарная соединительная головка для быстрого соединения в коммуникациях пожаротушения пожарного оборудования разных условных проходов.
Переходные головки соединяют друг с другом, после этого соединенные головки присоединяют одним концом к насосу, другой конец заглушают. Повышают гидравлическое давление до значения в 9 атмосфер и выдерживают при этом давлении не менее двух минут. За все время испытаний не должно быть выделения воды через соединения и материал головки. Далее давление снижают до нуля и осматривают головки. Не должно быть видимых деформаций, трещин, выдавливания резиновых колец, а также разрушения элементов конструкции.
Переходные головки и насадки на стволы испытываются один раз в год. Допускается испытывать одновременно с пожарными стволами.
Колонки пожарные* (ГОСТ Р 53250-2009)
Колонка пожарная – устройство, предназначенное для открывания (закрывания) подземных гидрантов и присоединения пожарных рукавов в целях отбора воды из водопроводных сетей на пожарные нужды.
Пожарные колонки испытываются один раз в год.
Конструкция пожарной колонки должна обеспечивать прочность при гидравлическом давлении в 1,5 раза превышающем рабочее и сохранять герметичность соединений и уплотнений при давлении в 1,2 раза превышающем рабочее давление. При этом не допускается появление следов влаги в виде капель на наружных поверхностях деталей и в местах соединений.
Время выдержки под давлением не менее 2 минут. Рабочее давление принимается равным 10 атмосфер.
Разветвления рукавные* (ГОСТ Р 50400-92)
Разветвления рукавные – устройства, предназначенные для разделения потока и регулирования количества проходящей воды или раствора пенообразователя. Разветвления в зависимости от числа выходных патрубков и условного прохода входного патрубка подразделяют на типоразмеры:
Рукавные разветвления испытываются один раз в год гидравлическим давлением 9 атмосфер в течение 3 минут.
Прочность и герметичность проверяют при открытых затворных клапанах разветвления. Перекрывающие устройства и соединения разветвлений должны обеспечивать герметичность. Появление следов воды, течи на наружных поверхностях деталей и в местах соединений не допускается.
Стволы пожарные воздушно–пенные* (ГОСТ Р 53251-2009)
Ствол пожарный воздушно-пенный – устройство, предназначенное для формирования и направления струй воздушно-механической пены низкой кратности или низкой и средней кратности при тушении пожаров. Стволы пожарные воздушно-пенные подразделяется на следующие типы:
ствол воздушно-пенный (СВП) – предназначен для формирования и направления струй воздушно-механической пены низкой кратности;
ствол воздушно-пенный комбинированный (СВПК) – предназначен для формирования и направления струй воздушно-механической пены как низкой, так и средней кратности;
ствол воздушно-пенный эжектирующий (СВПЭ) – предназначен для формирования и направления струй воздушно-механической пены низкой кратности.
стволы воздушно-пенные с перекрывным устройством (СВПП);
ГПС, «Пурга» (и их аналоги) – генераторы пены средней кратности.
Воздушно-пенные стволы испытываются на работоспособность и внешним осмотром один раз в год.
Проверка на работоспособность проводится в следующем порядке: собирается рабочая линия с присоединенным стволом, подается требуемое рабочее давление согласно паспортной документации, при этом работоспособность должна соответствовать заявленным характеристикам на заданное изделие.
Сетки стволов (при их наличии) должны быть равномерно натянуты, прогиб сеток после испытания не должен превышать 5 мм.
При внешнем осмотре проверяют вид и качество изготовления стволов, соответствие изделий конструкторской документации (рабочее давление, условный проход, исполнение), применяемые материалы, равномерность натяжения сеток, наличие органов управления, крепление деталей, наличие и содержание маркировки.
Стволы пожарные лафетные* (ГОСТ Р 51115-97)
Стволы пожарные лафетные предназначены для формирования сплошной или сплошной и распылённой с изменяемым углом факела струй воды, а также струй воздушно-механической пены низкой кратности при тушении пожаров.
Стволы пожарные лафетные подразделяются на следующие типы:
стационарные, монтируемые на пожарном автомобиле или промышленном оборудовании (С);
возимые, монтируемые на прицепе (В);
В зависимости от функциональных возможностей стволы подразделяются на следующие типы:
универсальные с индексом У – формирующие сплошную и распылённую с изменяемым углом факела струи воды, а также струю воздушно-механической пены;
без индекса У – формирующие сплошную струю воды и струю воздушно-механической пены.
В зависимости от вида управления стволы могут изготавливаться с дистанционным (Д) или ручным (без индекса Д) управлением.
Лафетные стволы испытываются гидравлическим давлением один раз в год.
Проверку прочности корпуса и герметичности соединений стволов проверяют в следующей последовательности: к входным патрубкам диаметром 77 мм подсоединяются напорные рукава диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса), используемой для создания гидравлического давления. Постепенно увеличивается давление в напорных рукавах до 12 атмосфер и выдерживается в течение 2 минут, испытания проводят при открытом перекрывающем устройстве (при его наличии) и заглушенном выходном отверстии.
При этом не допускается появление следов воды в виде капель на наружной поверхности стволов и течь воды в местах соединений.
После проведения испытания основное внимание уделяется получению ровной, компактной струи воды.
Проверку герметичности затворного устройства проверяют в следующей последовательности: к одному из входных патрубков диаметром 77 мм подсоединяется напорный рукав диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса), используемой для создания гидравлического давления.
Доведя давление до 0,5 атмосферы проверяют герметичность затворного устройства в течение 2 минут, далее постепенно увеличивают давление до 8 атмосфер и выдерживают в течение 2 минут. Затворные устройства стволов должны обеспечивать перекрытие незадействованного входного патрубка. При этом не должно быть течи в местах соединений.
Стволы пожарные ручные* (ГОСТ Р 53331-2009)
Ствол пожарный ручной – устройство, предназначенное для формирования и направления струй воды, воздушно-механической пены низкой кратности или низкой и средней кратности при тушении пожаров.
Стволы пожарные ручные подразделяются на следующие типы:
распылитель – предназначен для формирования распыленной струи воды;
стволы с защитной завесой – предназначены для формирования водяной завесы для защиты ствольщиков от теплового излучения;
универсальные стволы – предназначены для формирования как сплошной, так и распыленной струи воды, а так же защитной завесы и (или) их комбинации;
комбинированные стволы – предназначены для формирования как водяных струй, так и струй водных растворов огнетушащих веществ;
автоматические стволы (двойной ступени) – предназначены для формирования как сплошной, так и распыленной струи воды, а так же защитной завесы и (или) их комбинации и подачи пенообразующих, солевых растворов.
Ручные пожарные стволы испытываются гидравлическим давлением один раз в год.
Проверку прочности корпуса и герметичности соединений стволов (без пенного насадка или вставки) проверяют гидравлическим давлением 9 атмосфер в течение 2 минут, при этом не допускается появление следов воды в виде капель на наружной поверхности стволов и течь воды в местах соединений (испытание проводится с закрытым перекрывающим устройством).
Сетки всасывающие (ГОСТ Р 53253-2009)
Сетка всасывающая (далее – СВ) – устройство, предназначенное для удержания столба воды во всасывающей линии при кратковременной остановке насоса, а также для предохранения попадания посторонних предметов в полость насоса.
Сетки классифицируются в зависимости от условного прохода и основных показателей и могут иметь следующие типоразмеры:
СВ-80 – с условным проходом DN 80;
СВ-100 – с условным проходом DN 100;
СВ-125 – с условным проходом DN 125;
СВ-200 – с условным проходом DN 200.
Всасывающая сетка испытывается один раз в год. К всасывающей сетке подсоединяют водосборник, к одному из входных патрубков водосборника подсоединяют напорный рукав диаметром от автоцистерны, используемой для создания гидравлического давления.
Надклапанная часть сетки должна выдерживать гидравлическое давление 2 атмосферы в течение 2 минут. Появление следов воды, течи на наружных поверхностях деталей и в местах соединений не допускается.
Верёвки пожарные спасательные (ГОСТ Р 53266-2009)
Веревка пожарная спасательная – предназначена для страховки пожарных при тушении пожаров и для проведения связанных с тушением пожара аварийно-спасательных работ.
Коуш – конструктивный элемент веревки, предназначенный для заделки ее конца с целью образования петли.
Спасательные веревки испытываются один раз в шесть месяцев, должны соответствовать требованиям ГОСТ, нормативно-технической документации, иметь коуши, храниться в чехлах. На чехлах и одном из концов спасательной веревки у обвязки петли наносится маркировка с указанием учетного номера, длины веревки и даты последнего испытания, при этом маркировка должна четко просматриваться.
Прочность спасательной веревки проверяется путем приложения к ней статической нагрузки, равной 350 кг, для чего спасательную веревку разматывают на всю длину, один конец закрепляют неподвижно, а к другому прикладывают нагрузку, замеряемую динамометром, и выдерживают в течение 5 минут. Веревка к дальнейшей эксплуатации не допускается, если:
произошло полное или частичное разрушение хотя бы одной из прядей веревки;
произошло разрушение хотя бы одной из заделок концов веревки (коуша), включая металлические детали;
относительное остаточное удлинение, измеренное через 20 минут после испытания статической нагрузкой, составило более 10 процентов, относительно первоначальной длинны веревки.
Динамическое испытание спасательной веревки проводят в следущем порядке: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.
Лицо, возглавляющее караул на дежурных сутках, не реже чем 1 раз в 10 дней проверяет спасательные веревки, находящиеся в расчете и резерве, внешним осмотром с занесением результатов в «Журнал учета результатов испытаний ПТВ».
Пояса пожарные спасательные (ГОСТ Р 53268-2009)
Пояс пожарный спасательный – предназначен для страховки при работе на высоте, спасания людей и самоспасания пожарных во время тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а также для ношения топора пожарного и карабина.
Пояс пожарный спасательный включает в себя следующие элементы:
поясной ремень – конструктивный элемент пояса, непосредственно охватывающий тело человека по талии;
пряжка – конструктивный элемент пояса, предназначенный для его фиксации на теле человека и регулирования по длине;
карабинодержатель – конструктивный элемент пояса, предназначенный для закрепления за него пожарного карабина;
страховочное кольцо – конструктивный элемент пояса, предназначенный для закрепления за него амортизатора с фалом;
хомутик – конструктивный элемент пояса, предназначенный для запасовки свободного конца поясного ремня;
шлевка – конструктивный элемент пояса, предназначенный для фиксации на поясе пожарного карабина в горизонтальном положении.
Пояса пожарные спасательные испытываются на прочность один раз в год.
Для испытания пояс надевается на прочную консольную или балочную конструкцию, диаметром не менее 300 миллиметров и застегивается на пряжку.
Испытание пояса на прочность проводят путем приложения к карабинодержателю нагрузки, равномерно возрастающей до значения 350 килограмм, и выдерживают в течение 5 минут. После снятия нагрузки пояс не должен иметь разрушений, деформаций деталей и разрывов швов, а перемещение поясного ремня в пряжке за время испытания не должно превышать 5 мм. В противном случае дальнейшая эксплуатация пояса запрещается.
Карабин пожарный (ГОСТ Р 53267-2009)
Карабин пожарный – входит в состав снаряжения пожарного и предназначен для страховки пожарного при работе на высоте, а также для спасания и самоспасания с высот.
Карабин пожарный включает в себя следующие элементы:
крюк – силовая скоба карабина, воспринимающая рабочие нагрузки;
затвор – механизм, предназначенный для замыкания крюка;
шарнирное соединение – узел крепления затвора к крюку карабина;
замковое соединение – узел соединения крюка и откидной части затвора;
замыкатель – подвижная муфта, закрепленная на откидной части затвора, предназначенная для запирания замкового соединения.
Карабины пожарные испытываются на прочность один раз в год.
Испытание карабина на прочность (при закрытом затворе) проводят путем приложения нагрузки, равномерно возрастающей до значения 350 килограмм и выдерживают в течение 5 минут.
После снятия нагрузки нарушение нормальной работы замкового устройства карабина или изменение его формы не допускается.
В местах шарнирного и замкового соединений затвора карабина должно быть обеспечено плотное прилегание сопрягаемых поверхностей, при этом допускаемый зазор должен быть не боле 0,2 миллиметра.
Лестницы ручные пожарные (ГОСТ Р 53275-2009)
Лестница ручная пожарная – переносная лестница, входящая в состав ПТВ пожарной машины и предназначенная для обеспечения действий при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на высотах. Существуют следующие типы лестниц ручных пожарных:
лестница выдвижная – лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из нескольких параллельно связанных колен, и оборудованная механическим устройством перемещения их относительно друг друга в осевом направлении с целью регулирования ее длины. Отсчет колен ведется с верхнего.
лестница штурмовая – лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, жестко соединенных ступенек, и оборудованная крюком для подвески на опорную поверхность;
лестница-палка – лестница ручная пожарная складная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, шарнирно соединенных поперечными ступеньками.
Все ручные пожарные лестницы испытываются один раз в год.
Лестница выдвижная при испытании устанавливается на твёрдом грунте, выдвигается на полную длину и опирается на стену под углом 75 градусов к горизонту (2,8 метра от стены до башмаков лестницы). Производится нагрузка лестницы путем подвески контрольных грузов по 100 килограмм посредине каждого колена с помощью скоб, размещенных на ступеньках вплотную с тетивами. Время воздействия нагрузки должно составлять 2 минуты. После испытания лестница не должна иметь повреждений, остаточной деформации. Выдвигание колен должно быть плавным, без рывков и заеданий. Сдвигание колен должно происходить под действием собственного веса.
Испытание лестницы штурмовой производится путем подвешивания на опорной поверхности за большой концевой зуб крюка. Производится нагрузка лестницы путем подвески контрольного груза 160 килограмм ко второй снизу ступеньке с помощью скоб, установленных вплотную к тетивам лестницы. Время воздействия нагрузки должно составлять 2 минуты. После испытания лестница не должна иметь остаточной деформации и разрушения элементов конструкции.
Лестница-палка при испытании раскладывается в рабочее состояние и устанавливается на твёрдом грунте, с опорой на стену под углом 75 градусов к горизонту. Производится нагрузка лестницы путем подвески контрольного груза 120 килограмм к средней ступеньке лестницы с помощью скоб, расположенных вплотную к тетивам. Время воздействия нагрузки должно составлять 2 минуты. После испытания лестница не должна иметь остаточной деформации и разрушения элементов конструкции, должна легко и плотно складываться.
Допускается проводить испытания с использованием стенда для испытания спасательных устройств.
Рукавная задержка, крюк пожарный (КП)
Испытания рукавных задержек и КП производится один раз в год.
Для испытания задержка (КП) подвешивается крюком на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застёгнутую петлю подвешивается груз в 200 килограмм на 5 минут.
После снятия нагрузки рукавная задержка и КП не должны иметь деформации, а тесьма разрывов и других повреждений.
Длина веревки КП должна быть не менее 1,3 метра, а длина веревки рукавной задержки не менее 0,7 метра.
«Ручной механизированный и немеханизированный аварийно-спасательный инструмент» (ГОСТ Р 50982-2009, ГОСТ 16714-71)
ПТВ, предназначенное для проведения специальных работ по вскрытию, разборке строительных и других конструкций, металлических дверных и оконных проемов при тушении пожаров, авариях, чрезвычайных ситуациях имеет следующие виды (разделяется по виду привода):
ручной немеханизированный пожарный инструмент: топор, багор, лом, крюк, а также комплект универсального инструмента;
ручной механизированный пожарный инструмент с электроприводом, мотоприводом, пневмоприводном, гидроприводом.
Разделение по функциональному назначению:
инструмент для резки и перекусывания конструкций: отрезные дисковые машины, гидравлические ножницы (кусачки), инструмент комбинированный (разжим – ножницы), цепные пилы;
инструмент для подъема, перемещения и фиксации строительных конструкций: пневмодомкраты, гидроразжимы, гидродомкраты одностороннего и двустороннего действия, лебедки;
инструмент для пробивания отверстий и проемов в строительных конструкциях, дробления крупных элементов: мотомолотки, электромолотки, пневмомолотки и гидромолотки, электроперфораторы, гидроклинья;
инструмент, применяемый при закупорке отверстий в трубах различного диаметра, заделке пробоин в емкостях и трубопроводах: эластомерные пневмозаглушки и пневмопластыри;
устройства, применяемые для вскрытия металлических конструкций (дверных и оконных проемов) — расширитель (домкрат) дверной отрыватель петель, бокорез и т.п.
Пожарные топоры, багры, ломы, комплект универсального инструмента, рукавные задержки испытываются один раз в год. Исправность пожарных топоров проверяется внешним осмотром.
Пожарные ломы подвергаются испытаниям на изгиб путем закрепления прямого конца лома в опоре на длине 60 миллиметров для ломов типа ЛПУ, а для других ломов на расстоянии 1 метра от места закрепления, и приложения в течение 10 минут к противоположному концу лома нагрузки в направлении, перпендикулярном продольной оси лома, равной:
100 килограмм – для ломов типа ЛПТ;
80 килограмм – для ломов типа ЛПЛ и ЛПУ, ломов с шаром.
Результат испытания считается положительным, если после снятия нагрузки не произошло изменение формы инструмента.
Длина ЛПТ – 1200 мм, масса не более 6,8 килограмма.
Длина ЛПЛ – 1100 мм, масса не более 4,8 килограмма.
Длина ЛПУ (лом-фомка) – 600 мм, масса не более 1,5 килограмма.
Багры подвергают испытаниям на прочность приложением вдоль оси статической нагрузки равной 200 килограмм в течение 50 минут.
Результат испытания считают положительным, если после снятия нагрузки не произошло изменения формы инструмента и нарушения сварных соединений.
Проверка исправности, техническое обслуживание механизированного инструмента с приводом от электродвигателя, двигателя внутреннего сгорания, сжатого воздуха, гидроагрегатов проводится при смене караулов, после каждого применения и ремонта, а также в сроки, указанные в технических паспортах или инструкциях по их эксплуатации.
К электрозащитным средствам, применяемых в подразделениях пожарной охраны, относятся:
-перчатки резиновые диэлектрические;
-галоши (боты) резиновые диэлектрические;
-коврики резиновые диэлектрические размерами не менее 50 × 50 см с рифленой поверхностью;
-ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками;
-переносные заземлители из гибких медных жил произвольной длины (рекомендуемая длина не менее 6 м), сечением не менее 12 мм2 для пожарных автомобилей, у которых основная система защиты – защитное заземление.
Испытание электрозащитных средств проводится специальными лабораториями (мы испытываем в Северных электрических сетях).
Результаты испытаний оформляются актом, который хранится в подразделении до проведения следующего испытания, а так же производиться запись в журнале испытания ПТВ.
На перчатках, ботах (галошах), ковриках, ножницах ставится штамп с указанием даты следующего испытания.
Сроки проведения испытаний:
перчатки резиновые диэлектрические – один раз в шесть месяцев;
боты (галоши) резиновые диэлектрические – один раз в три года;
ножницы диэлектрические с изолированными ручками – один раз в год.
Отбраковка переносных заземлителей из гибких медных жил при внешнем осмотре производится один раз в год, отбраковка ковриков резиновых диэлектрических при внешнем осмотре производится один раз в год.
Пригодность к работе защитных изолирующих средств определяется внешним осмотром и испытанием. Внешний осмотр проводится ежедневно при заступлении на дежурство.
Внешними признаками, определяющими непригодность средств электрической защиты, являются:
для ножниц – повреждение изоляции на рукоятках, отсутствие упорных колец и резиновых втулок на концах рукояток;
для резиновых перчаток, галош (бот), ковриков – проколы, разрывы, наличие отверстий;
для заземлителей – разрыв медных жил, неисправность струбцины.
Требования, предъявляемые к диэлектрическому комплекту:
длинна перчаток, должна быть не менее 350 мм, размер должен позволять надевать под них трикотажные перчатки для защиты рук от пониженных температур, ширина по нижнему краю должна позволять натягивать их на рукава верхней одежды;
боты, галоши должны состоять из резинового верха, резиновой рифленой подошвы, текстильной подкладки и внутренних усилительных деталей, высота бот должна быть не менее 160 мм;
коврик изготавливается толщиной не менее 6 мм, должен быть одноцветным.
Все средства электрической защиты, не прошедшие в установленные сроки испытания, считаются непригодными к использованию.
Электрозащитные средства на пожарных автомобилях хранятся в защитном чехле отдельно от ПТВ и шанцевого инструмента.
«Пожарный инструмент и инвентарь»
К пожарному инструменту и инвентарю относятся: ведра, ключи торцевые для открывания гидрантов, крюки для открывания крышек пожарных гидрантов, кувалды, лопаты (штыковые, совковые), нож (резак) для резки ремней безопасности, подставки для стабилизации автомобилей (при проведении АСР), шланги для забора ПО из промежуточной емкости и т.д.
Весь выше перечисленный инструмент и инвентарь проверяется внешним осмотром при заступлении на дежурство.
Порядок и сроки проведения испытаний ПТВ Водосборники рукавные* (ГОСТ Р 53249-2009) Водосборник рукавный (далее – ВС) – устройство, предназначенное для соединения двух потоков воды из
Источник: lektsii.org
ТЕХНИЧЕСКОГО ВООРУЖЕНИЯ
Пожарная техника, пожарно-техническое вооружение, а также боевая одежда и снаряжение, состоящие на вооружении подразделений пожарной охраны, должны обеспечивать безопасную работу, сохранение здоровья личного состава и отвечать требованиям ГОСТов и технических условий. Эксплуатация их в неисправном состоянии запрещается, а пригодность определяется при технических обслуживаниях, испытаниях, а также при приеме заступающим караулом.
Виды, периодичность и перечни основных операций технического обслуживания и испытания установлены Наставлениями по эксплуатации пожарной техники, а также инструкциями заводов-изготовителей, и проводят эти операции с целью обеспечения постоянной технической готовности к безопасной эксплуатации ПТВ, предупреждения возникновения неисправностей, их выявления и своевременного устранения.
Испытание пожарно-технического вооружения, различного оборудования, пожарного снаряжения производят перед постановкой в боевой расчет, а также периодически в процессе эксплуатации в установленные сроки (табл. 8). Порядок и сроки испытаний должны соответствовать Правилам охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России.
Результаты испытаний заносят в специальный журнал.
Кроме сказанного выше состояние и пригодность к использованию боевой одежды и снаряжения определяют внешним осмотром перед заступлением на дежурство командирами отделений и начальниками караулов на разводе дежурных караулов.
Испытание насосов пожарных машин производят при каждом техническом обслуживании № 2 (после пробега 5000 км, но не реже одного раза в год) при следующих условиях: перед началом испытаний проверяют соответствие установки насосов и трубопроводов требованиям технической документации, запорная арматура должна быть в исправном состоянии и легко закрываться и открываться; частота вращения вала насоса пожарной машины не должна превышать более чем на 5% номинальную; подпор во всасывающей полости насоса не должен превышать 0,4 МПа (для пластичной набивки 0,8 МПа); герметичность проверяют гидравлическим давлением, создаваемым самим насосом на режиме номинальных оборотов; пуск насосов пожарных машин производят при закрытых задвижках на напорных патрубках; запускают насосы пожарных машин, оборудованные газоструйной вакуумной системой, только после появления воды в вакуумном кране; при обнаружении неисправности испытание прекращают и продолжают только после ее устранения.
Таблица 8. Сроки испытаний пожарно-технической продукции
Ручные пожарные лестницы (выдвижная трехколенная, штурмовая, лестница-палка) испытывают после каждого ремонта и один раз в год. После испытания лестницы не должны иметь повреждений, трещин, остаточных деформаций, должны выдвигаться и опускаться без заеданий. Использовать лестницы, имеющие неисправности, повреждения или не выдержавшие испытаний, запрещается.
Испытание лестниц. Выдвижную трехколенную лестницу устанавливают на твердом покрытии, выдвигают на полную высоту (крепят устройством остановки за седьмую ступеньку) и под углом 75° (2,8 м от стены до башмаков лестницы) ставят к стене. В таком положении каждое колено нагружается посередине на обе тетивы грузом в 100 кг на 2 мин. Цепь (веревка) должна держать натяжение в 200 кг без деформации.
Штурмовую лестницу подвешивают свободно за конец крюка и каждую тетиву на уровне второй ступени снизу нагружают грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 мин.
Лестницу-палку устанавливают на твердом фунте, под углом 75° ставят к стене и нагружают посередине на обе тетивы грузом 120 кг на 2 мин.
Для испытания ручных пожарных лестниц, пояса спасательного, карабина, рукавных задержек, спасательных веревок вместо подвешивания груза применяют полиспаст и динамометр.
Автолестницы и коленчатые подъемники испытывают один раз в год. Порядок испытания изложен в инструкции по эксплуатации завода-изготовителя.
Спасательные веревки испытывают на прочность один раз в 6 мес. Веревку разматывают и к одному концу подвешенной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение веревки не должно превышать 5% первоначальной длины. При отсутствии вышек веревку можно испытывать в горизонтальном положении через блок.
Страхующее устройство учебных башен подвергают статическим и динамическим испытаниям один раз в год и после ремонта. При статическом испытании спасательную веревку пропускают через блоки и замок, к концу веревки подвешивают груз 350 кг на 6 мин. При этом замок должен прочно удерживать веревку. После снятия нагрузки на веревке не должно быть никаких повреждений, удлинение веревки не должно превышать 5% первоначальной длины. При динамическом испытании к концу веревки, пропущенной через блоки и замок на карабине, подвешивают груз 150 кг и затем сбрасывают с 4-го этажа, при этом веревка не должна пробуксовывать более 30 см.
Пояса пожарные, пояса пожарные спасательные и карабины испытывают на прочность один раз в год. Пояс надевают на прочную конструкцию диаметром не менее 300 мм и застегивают на пряжку. К карабину, закрепленному на полукольце пояса, подвешивают без рывков груз 300 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на поясе не должно быть никаких разрывов и других повреждений поясной ленты, пряжек, заклепок, карабин не должен изменить форму и целостность материала, а его затвор должен свободно открываться и плотно закрываться. Испытание поясов и карабинов может проводиться с помощью динамометра.
Рукавную задержку испытывают на прочность один раз в год, для чего ее крюком подвешивают на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застегнутую петлю подвешивают груз 200 кг на 5 мин. После снятия нагрузки крюк рукавной задержки не должен иметь деформации, а тесьма — разрывов и других повреждений.
Колонку пожарную, разветвление рукавное, стволы пожарные испытывают на стенде для гидравлического испытания пожарного оборудования.
Электрифицированный ручной инструмент, приборы электроосвещения, газорезательные аппараты испытывают в сроки, изложенные в технических паспортах и ведомственных технических условиях на эти изделия.
На автолестницах с лифтами каждые 30 дней проверяют работоспособность ловителей кабины лифтов. Осмотр грузозахватных приспособлений производят лица, ответственные за их исправное состояние, но не реже чем: один раз в 6 мес. — траверсы и коромысла; один раз в месяц — клещи и другие захваты; один раз в 10 дней — челночные канаты и цепи.
Дата добавления: 2016-07-18 ; просмотров: 1247 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
ТЕХНИЧЕСКОГО ВООРУЖЕНИЯ Пожарная техника, пожарно-техническое вооружение, а также боевая одежда и снаряжение, состоящие на вооружении подразделений пожарной охраны, должны обеспечивать
Источник: poznayka.org
Приложение 4 ПОРЯДОК И СРОКИ ИСПЫТАНИЯ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ВООРУЖЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЯ, АППАРАТОВ И ПРИБОРОВ
Насосы пожарных автомобилей и мотопомп
Насосы пожарных автомобилей и мотопомп испытывают при каждом техническом обслуживании № 2 (после пробега 5000 км, но не реже одного раза в год) по методике, изложенной в Наставлении по технической службе ГПС МВД России. При испытании должны выполняться следующие условия:
а) перед началом испытаний необходимо проверить, что установка насосов и монтаж трубопроводов произведен в соответствии с требованиями сопроводительной технической документации на пожарный автомобиль;
б) вентили, задвижки, сливные краны водопенных коммуникаций пожарного автомобиля должны быть в исправном состоянии, легко закрываться и открываться. Проверяется исправность системы смазки уплотнителей насосов. Течи в местах соединений и органов управления не допускаются;
в) частота вращения вала насосов пожарных автомобилей не должна превышать номинальную (указанную в технической документации) более чем на 5%;
г) подпор во всасывающем патрубке насосов не должен превышать 4,0 кг с/см 2 (0,4 МПа), а для насосов с уплотнением вала пластичной набивкой 8,0 кг с/см 2 (0.8 МПа).
д) напор на выходе из насоса пожарного автомобиля не должен быть более 11,0 кг с/см 2 (1,1 МПа).
е) герметичность при вращающемся рабочем колесе проверяется гидравлическим давлением, создаваемым самим насосом на режиме номинальных оборотов;
ж) пуск насосов пожарных автомобилей и мотопомп должен производиться при полностью закрытых задвижках на напорных патрубках;
з) запуск насосов пожарных машин, оборудованных газоструйной вакуумной системой, производится только после появления воды в вакуумном кране;
и) при обнаружении неисправности в период проведения проверок насос пожарной машины немедленно выключается.
Дальнейшие испытания проводятся после устранения неисправностей.
СИЗОД испытываются (проверяются ) в сроки и по методике, установленной Наставлением по газодымозащитной службе ГПС МВД России.
Ручные пожарные лестницы
Ручные пожарные лестницы должны испытываться один раз в год и после каждого ремонта. Перед использованием их на соревнованиях на них представляются акты. Использовать пожарные лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или не выдержавшие испытания не разрешается.
При испытании выдвижная лестница устанавливается на твердом грунте, выдвигается на полную высоту и прислоняется к стене под углом 75о к горизонтали (2,8 м от стены до башмаков лестницы). В таком положении каждое колено нагружается посредине на обе тетивы грузом в 100 кг на 2 мин. Веревка должна выдержать натяжение в 200 кг без деформации.
После испытания выдвижная лестница не должна иметь повреждений, колена лестницы должны выдвигаться и опускаться без заедания.
Особенности допуска ручных пожарных лестниц на соревнования по ППС оговариваются Правилами проведения соревнований по ППС.
При испытании штурмовая лестница подвешивается свободно за конец крюка и каждая тетива на уровне 2 ступени снизу нагружается грузом в 80кг (всего 160 кг) на 2 минуты. После испытания штурмовая лестница не должна иметь трещин и остаточной деформации крюка.
При испытании лестница-палка устанавливается на твердом грунте, прислоняется под углом 75о к горизонтали и нагружается посредине на обе тетивы грузом 120 кг на 2 минуты. После снятия нагрузки лестница не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.
Примечание: для испытания ручных пожарных лестниц вместо подвешивания груза может применятся динамометр.
Автолестницы и автоподъемники
Испытания автолестниц производятся один раз в год. Порядок испытаний автолестниц и автоподъемников изложен в Инструкции по эксплуатации завода-изготовителя указанной техники.
Электрифицированный ручной инструмент, приборы электроосвещения, газорезательные аппараты
Испытания электроинструмента, приборов электроосвещения и газорезательных аппаратов производятся в сроки и по программам, изложенным в технических паспортах и ведомственных технических условиях на эти изделия.
Спасательные веревки (устройства)
Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания веревку распускают на всю дину и к одному концу подвешенной веревки прикрепляют груз в 350 кг/5 мин. После снятия нагрузки на веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать в горизонтальном положении через блок.
Статистическое испытание: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать веревку. После снятия нагрузки на веревке не должно быть никаких повреждений, удлинение веревки не должно превышать 5% первоначальной длины.
Динамическое испытание: к концу веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза веревка не должна пробуксовывать более 30 см.
Другие спасательные устройства испытываются ежегодно в соответствии с ТУ или паспортами на каждый вид спасательного устройства.
Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные
Пояса пожарные, спасательные и карабины пожарные спасательные испытываются на прочность один раз в год. Для испытания пояс надевается на прочную консольную или балочную конструкцию диаметром не менее 300 мм и застегивается на пряжку.
К карабину, закрепленному на полукольце пояса, подвешивается без рывков груз 350 кг/5 мин (для поясов пожарных спасательных 350кг/5 мин).
После снятия нагрузки на поясе не должно быть никаких разрывов и других повреждений поясной ленты, пряжек, заклепок и др. Карабин не должен иметь измененной формы и целостности материала.
Затвор карабина должен свободно открываться и плотно закрываться. Испытания поясов карабинов может производиться на стенде с помощью динамометра.
Испытания рукавных задержек на прочность производятся один раз в год. Для испытания задержка подвешиваются крюком на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застегнутую петлю ее подвешивается груз в 200 кг/5 мин. После снятия нагрузки крюк рукавной задержки не должен иметь деформации, а тесьма – разрывов и других повреждений.
Примечание: испытание лестниц-палок, лестниц-штурмовок, лестниц-трехколенных (деревянных и металлических), поясов пожарных спасательных, поясов пожарных, карабинов пожарных, веревок пожарных спасательных может проводиться на стенде для испытания спасательных устройств и снаряжения пожарного (стенд ИСУ и СП), а колонок пожарных, разветвлений рукавных, стволов пожарных ручных на стенде для гидравлического испытания пожарного оборудования (стенд ГИПО).
Приложение 4 ПОРЯДОК И СРОКИ ИСПЫТАНИЯ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ВООРУЖЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЯ, АППАРАТОВ И ПРИБОРОВ Насосы пожарных автомобилей и мотопомп Насосы пожарных автомобилей и мотопомп
Источник: www.ohranatruda.in.ua
Порядок и сроки проведения испытаний ПТВ
Раздел 1. «ПТВ для тушения пожаров»
1.1. Водосборники рукавные* (ГОСТ Р 53249-2009)
Водосборник рукавный (далее – ВС) – устройство, предназначенное для соединения двух потоков воды из пожарной колонки и подвода ее к всасывающему патрубку пожарного насоса, испытывается один раз в год на прочность и герметичность.
Проверку прочности водосборника и герметичности соединений проверяют в следующей последовательности: на выходной патрубок водосборника диаметром 125 мм устанавливают головку-заглушку со сливным краном. К входным патрубкам диаметром 77 мм подсоединяются напорные рукава диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса), используемой для создания гидравлического давления. Постепенно увеличивается давление в напорных рукавах до 15 атмосфер и выдерживается в течение 2 минут. При этом не должно быть течи в местах соединений.
Проверку герметичности затворного устройства проверяют в следующей последовательности: на выходной патрубок водосборника диаметром 125 мм устанавливают головку-заглушку со сливным краном. К одному (поочередно) из входных патрубков диаметром 77 мм подсоединяется напорный рукав диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса) используемой для создания гидравлического давления. Доведя давление до 0,5 атмосферы, проверяется герметичность затворного устройства в течение 2 минут, далее постепенно увеличивается давление до 10 атмосфер и выдерживается в течение 2 минут.
Затворное устройство водосборника должно обеспечивать перекрытие, незадействованного входного патрубка. При этом не должно быть течи в местах соединений. Пропуск воды через затворное устройство допускается не белее 50 миллилитров в минуту.
1.2. Гидроэлеваторы* (ГОСТ Р 50398-92)
Гидроэлеватор пожарный эжекторного типа – устройство, предназначенное для забора воды из водоисточника с уровнем, превышающим максимальную высоту всасывания насосов, а также для удаления из помещений воды, пролитой при тушении пожара.
Для проверки работоспособности собирают рабочую схему гидроэлеватора с подачей ручного ствола с производительностью 10 л/с, при этом гидроэлеватор должен быть погружен в воду на глубину 0,5 метра до оси диффузора. Гидроэлеватор считается годным, если корпус, соединения, сетка гидроэлеватора не имеют повреждений и обеспечена устойчивая работа водяного ствола.
1.3. Головки соединительные (переходы)* (ГОСТ Р 53279-2009*)
Переходная пожарная соединительная головка (ГП): пожарная соединительная головка для быстрого соединения в коммуникациях пожаротушения пожарного оборудования разных условных проходов.
Переходные головки соединяют друг с другом, после этого соединенные головки присоединяют одним концом к насосу, другой конец заглушают. Повышают гидравлическое давление до значения в 9 атмосфер и выдерживают при этом давлении не менее двух минут. За все время испытаний не должно быть выделения воды через соединения и материал головки. Далее давление снижают до нуля и осматривают головки. Не должно быть видимых деформаций, трещин, выдавливания резиновых колец, а также разрушения элементов конструкции.
Переходные головки и насадки на стволы испытываются один раз в год. Допускается испытывать одновременно с пожарными стволами.
1.4. Колонки пожарные* (ГОСТ Р 53250-2009)
Колонка пожарная – устройство, предназначенное для открывания (закрывания) подземных гидрантов и присоединения пожарных рукавов в целях отбора воды из водопроводных сетей на пожарные нужды.
Пожарные колонки испытываются один раз в год.
Конструкция пожарной колонки должна обеспечивать прочность при гидравлическом давлении в 1,5 раза превышающем рабочее и сохранять герметичность соединений и уплотнений при давлении в 1,2 раза превышающем рабочее давление. При этом не допускается появление следов влаги в виде капель на наружных поверхностях деталей и в местах соединений.
Время выдержки под давлением не менее 2 минут. Рабочее давление принимается равным 10 атмосфер.
1.5. Разветвления рукавные* (ГОСТ Р 50400-92)
Разветвления рукавные – устройства, предназначенные для разделения потока и регулирования количества проходящей воды или раствора пенообразователя. Разветвления в зависимости от числа выходных патрубков и условного прохода входного патрубка подразделяют на типоразмеры:
Рукавные разветвления испытываются один раз в год гидравлическим давлением 9 атмосфер в течение 3 минут.
Прочность и герметичность проверяют при открытых затворных клапанах разветвления. Перекрывающие устройства и соединения разветвлений должны обеспечивать герметичность. Появление следов воды, течи на наружных поверхностях деталей и в местах соединений не допускается.
1.6. Стволы пожарные воздушно–пенные* (ГОСТ Р 53251-2009)
Ствол пожарный воздушно-пенный – устройство, предназначенное для формирования и направления струй воздушно-механической пены низкой кратности или низкой и средней кратности при тушении пожаров. Стволы пожарные воздушно-пенные подразделяется на следующие типы:
ствол воздушно-пенный (СВП) – предназначен для формирования и направления струй воздушно-механической пены низкой кратности;
ствол воздушно-пенный комбинированный (СВПК) – предназначен для формирования и направления струй воздушно-механической пены как низкой, так и средней кратности;
ствол воздушно-пенный эжектирующий (СВПЭ) – предназначен для формирования и направления струй воздушно-механической пены низкой кратности.
стволы воздушно-пенные с перекрывным устройством (СВПП);
ГПС, «Пурга» (и их аналоги) – генераторы пены средней кратности.
Воздушно-пенные стволы испытываются на работоспособность и внешним осмотром один раз в год.
Проверка на работоспособность проводится в следующем порядке: собирается рабочая линия с присоединенным стволом, подается требуемое рабочее давление согласно паспортной документации, при этом работоспособность должна соответствовать заявленным характеристикам на заданное изделие.
Сетки стволов (при их наличии) должны быть равномерно натянуты, прогиб сеток после испытания не должен превышать 5 мм.
При внешнем осмотре проверяют вид и качество изготовления стволов, соответствие изделий конструкторской документации (рабочее давление, условный проход, исполнение), применяемые материалы, равномерность натяжения сеток, наличие органов управления, крепление деталей, наличие и содержание маркировки.
1.7. Стволы пожарные лафетные* (ГОСТ Р 51115-97)
Стволы пожарные лафетные предназначены для формирования сплошной или сплошной и распылённой с изменяемым углом факела струй воды, а также струй воздушно-механической пены низкой кратности при тушении пожаров.
Стволы пожарные лафетные подразделяются на следующие типы:
стационарные, монтируемые на пожарном автомобиле или промышленном оборудовании (С);
возимые, монтируемые на прицепе (В);
В зависимости от функциональных возможностей стволы подразделяются на следующие типы:
универсальные с индексом У – формирующие сплошную и распылённую с изменяемым углом факела струи воды, а также струю воздушно-механической пены;
без индекса У – формирующие сплошную струю воды и струю воздушно-механической пены.
В зависимости от вида управления стволы могут изготавливаться с дистанционным (Д) или ручным (без индекса Д) управлением.
Лафетные стволы испытываются гидравлическим давлением один раз в год.
Проверку прочности корпуса и герметичности соединений стволов проверяют в следующей последовательности: к входным патрубкам диаметром 77 мм подсоединяются напорные рукава диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса), используемой для создания гидравлического давления. Постепенно увеличивается давление в напорных рукавах до 12 атмосфер и выдерживается в течение 2 минут, испытания проводят при открытом перекрывающем устройстве (при его наличии) и заглушенном выходном отверстии.
При этом не допускается появление следов воды в виде капель на наружной поверхности стволов и течь воды в местах соединений.
После проведения испытания основное внимание уделяется получению ровной, компактной струи воды.
Проверку герметичности затворного устройства проверяют в следующей последовательности: к одному из входных патрубков диаметром 77 мм подсоединяется напорный рукав диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса), используемой для создания гидравлического давления.
Доведя давление до 0,5 атмосферы проверяют герметичность затворного устройства в течение 2 минут, далее постепенно увеличивают давление до 8 атмосфер и выдерживают в течение 2 минут. Затворные устройства стволов должны обеспечивать перекрытие незадействованного входного патрубка. При этом не должно быть течи в местах соединений.
1.8. Стволы пожарные ручные* (ГОСТ Р 53331-2009)
Ствол пожарный ручной – устройство, предназначенное для формирования и направления струй воды, воздушно-механической пены низкой кратности или низкой и средней кратности при тушении пожаров.
Стволы пожарные ручные подразделяются на следующие типы:
распылитель – предназначен для формирования распыленной струи воды;
стволы с защитной завесой – предназначены для формирования водяной завесы для защиты ствольщиков от теплового излучения;
универсальные стволы – предназначены для формирования как сплошной, так и распыленной струи воды, а так же защитной завесы и (или) их комбинации;
комбинированные стволы – предназначены для формирования как водяных струй, так и струй водных растворов огнетушащих веществ;
автоматические стволы (двойной ступени) – предназначены для формирования как сплошной, так и распыленной струи воды, а так же защитной завесы и (или) их комбинации и подачи пенообразующих, солевых растворов.
Ручные пожарные стволы испытываются гидравлическим давлением один раз в год.
Проверку прочности корпуса и герметичности соединений стволов (без пенного насадка или вставки) проверяют гидравлическим давлением 9 атмосфер в течение 2 минут, при этом не допускается появление следов воды в виде капель на наружной поверхности стволов и течь воды в местах соединений (испытание проводится с закрытым перекрывающим устройством).
studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2018 год. (0.003 с) .
Порядок и сроки проведения испытаний ПТВ Раздел 1. «ПТВ для тушения пожаров» 1.1. Водосборники рукавные* (ГОСТ Р 53249-2009) Водосборник рукавный (далее – ВС) – устройство,
Источник: studopedia.org
Сайт пожарных | Пожарная безопасность
Последние публикации:
Методика испытания пожарно технического вооружения ПТВ. Пояса пожарные. Спасательных веревок. Пожарных лестниц. Рукавных задержек. Пожарных рукавов. Учет и порядок списания пожарных рукавов.
Испытание снаряжения пожарного
Периодичность: Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные испытываются на прочность ОДИН РАЗ В ГОД.
Параметры: Нагрузка Р = 350 кг, время испытаний = 5 мин.
Карабин испытывается совместно с поясом. Нагрузка создается без рывков. Испытания проводятся с применением груза или при помощи универсального модернизированного станка УСМ – 2А.
Схемы испытаний приведены на рисунках 1 и 2.
Требования после испытаний: После снятия нагрузки на поясе не должно быть:
· повреждений поясной ленты;
· смятия заклепок и др.
Карабин не должен иметь изменений формы и целостности материала. Затвор карабина должен свободно открываться и плотно закрываться.
Испытания спасательных веревок устройств
Периодичность: Спасательные веревки испытываются на прочность ОДИН РАЗ В 6 МЕСЯЦЕВ, остальные спасательные устройства испытываются ОДИН РАЗ В ГОД в соответствии с ТУ или паспортами.
Нагрузка: Р = 350 кг, время испытаний = 5 мин
Нагрузка: Р = 150 кг, высота Н = 9 м ( 3 – и этаж), пробуксовка не более 30 см
Испытания веревки проводятся на всю длину, путем подвешивания, либо в горизонтальном положении через блок.
Схемы статических испытаний спасательных веревок приведены на рисунках 3 и 4.
Схемы статических испытаний спасательной веревки и страхующих устройств учебной башни приведены на рисунках 5 и 6.
Схема динамических испытаний спасательных веревок и страхующих устройств учебной башни приведены на рисунке 7.
Требования после испытаний: После снятия нагрузки на веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение не должно превышать 5% первоначальной ее длины.
Ручные пожарные лестницы
Периодичность: Испытания проводятся ОДИН РАЗ В ГОД и после ремонта.
Параметры: Угол наклона к горизонтали a = 75°.
Нагрузка прикладывается на обе тетивы между 4 -5 ступенями Р = 120 кг. Время – 2 мин.
Схемы испытаний приведены на рисунках 8 и 9.
Требования после испытаний: После снятия нагрузки лестница не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.
Испытание штурмовой лестницы
Периодичность: Испытания проводятся ОДИН РАЗ В ГОД и после ремонта.
Параметры: Нагрузка на две тетивы на уровне 2-ой ступени снизу Р = 160 кг. время испытаний = 2 мин.
Требования после испытаний: После снятия нагрузки не должно быть трещин и остаточной деформации крюка.
Штурмовая лестница подвешивается свободно за последний зуб крюка. Схемы испытаний приведены на рисунках 10 и 11.
Испытание выдвижной лестницы
Периодичность: Испытания проводятся ОДИН РАЗ В ГОД и после ремонта.
Параметры: Угол наклона к горизонтали a = 75° ( 2.8 м от стены до башмаков лестницы )
Нагрузка на каждое колено Р = 100 кг Время испытаний = 2 мин.
Требования после испытаний: После снятия нагрузки лестница не должна иметь повреждений, колена лестницы должны выдвигаться и опускаться без заеданий.
Лестница выдвигается на полную высоту. Схемы испытаний приведены на рисунках 12 и 13.
Испытания рукавных задержек
Периодичность: Испытания проводятся ОДИН РАЗ В ГОД.
Параметры: Нагрузка Р = 200 кг. Время = 5 мин.
Требования после испытаний: После снятия нагрузки крюк рукавной задержки не должен иметь деформации.
Для испытаний задержка подвешивается крюком на ПЛОСКУЮ поверхность балки (подоконника). Груз подвешивается за петлю. Схемы испытаний приведены на рисунках 14 и 15.
Испытание пожарных рукавов
Всасывающие рукава.
Периодичность: Испытания проводятся:
– при постановке в боевой расчет.
рукавов находящихся в эксплуатации:
– при обнаружении изменений в качестве рукавов;
Параметры: Для рукавов I и II групп:
Испытания на разряжение: Рраз = 0,08 ± 0.01 МПа
Падение разряжения не должно превышать DР = 0,013 МПа за время t = 3 мин
Схема испытаний на разряжение всасывающих рукавов 1- ой группы (всасывающих) приведена на рис.16.
Схема испытаний на разряжение всасывающих рукавов 2 – ой группы (напорно-всасывающих) приведена на рис.17

Испытание на давление.
Испытательное давление, МПа для рукава
Время испытаний t = 10 ми
Схема испытания рукавов 1-ой группы (всасывающих) на давление приведена на рисунке 18.
Схема испытаний всасывающих рукавов 2-ой группы (напорно-всасывающих) на давление приведена на рисунке 19
После испытаний: рукав не должен иметь на внутренней поаерхности выпуклостей, пузырей, надрывов и отслаиваний.
Возможны случаи, когда при исправной вакуумной системе, герметичном пожарном насосе, вода в насос с открытого водоисточника не забирается. Причиной в этом случае как правило, является отслоение внутреннего слоя резины всасывающего рукава. Обнаружить которую возможно при использовании специальной заглушки и вставки с лампочкой подсветки (см. рис. 20)
Напорные рукава.
Периодичность: Испытания проводятся:
– при постановке в боевой расчет
рукавов находящихся в эксплуатации:
– один раз в 6 месяцев (при сезонном обслуживании);
Параметры: Испытания на давление Р = 1,0 МПа (10 кгс/см 2 )
Время испытаний t £ 3 мин
1. Рукава непрореэиненные перед испытанием замачивают под давлением 2-4 атм в течении 5 мин.
2. Рукава высокого давления испытывают под давлением 30 атм.
Допускается на рукаве:
1 сорта – прорезиненного – отсутствие свищей;
– непрорезиненного < 3 свищей;
2 сорта – прорезиненного < 3 свищей;
– непрорезиненного < 5 свищей.
Высота пылевидного свища не должна превышать 150 мм.
Методика: рукава присоединяются к напорным патрубкам, на конце рукавов закрепляется ствол либо разветвление. С помощью насоса создается давление.
Учет и порядок списания пожарных рукавов
Документами для учета рукавов, их состояния и списания являются:
1. Паспорт рукава
2. Ведомость состояния рукавного хозяйства. Заполняется 2 раза в год после испытания рукавов и направляется в УГПС
3. Акт на списание рукава.
В акте указывается дата пожара (учения…), адрес, обстоятельства повреждения или неудовлетворительный результат испытания.
Вышедшие рукава на пожаре (учении…) регистрируются и не позднее 10 дней направляются на ремонт.
5. Суточная ведомость движения рукавов. При централизованном обслуживании.
6. Контрольный лист движения рукавов.
Рукава подлежат списанию, если:
2. не прошли гидравлическое испытание после последовательного 3-х кратного ремонта (ремонт – испытание – ремонт…) Непригодные рукава к боевой работе могут быть переведены в категорию “Учебный” или “Хозяйственный” по решению комиссии УГПС.
Методика испытания ПТВ. Пояса пожарные. Спасательных веревок. Пожарных лестниц. Рукавных задержек. Пожарных рукавов. Учет и порядок списания пожарных рукавов.
Источник: fireman.club
Станьте первым!